Рассказ об одном из самых необычных городов Мьянмы — Мониве (Моньве) и ее основных достопримечательностях: «Будда-небоскребе», храме Танбоддхай и Лесе Будд.

Монива расположена несколько в стороне от главного туристического маршрута Мьянмы, идущего из Янгона в Мандалай и в целом совпадающего с руслом великой бирманской реки Иравади. По этой причине туристы сюда забредают редко и для местных каждый из них «на вес золота» — таксисты на вокзале, а также многочисленные желающие сдать вам жилье за вас буквально драться будут. Например, меня один такой мототаксист просто-таки «достал»: он минут пятнадцать бродил за мной по пятам и канючил, чтобы я нанял его в качестве транспорта для осмотра достопримечательностей. Я и отказывался, и несколько раз его посылал — все бесполезно. В итоге пришлось уступить его настойчивости и договорились мы так: он возит меня по городу, а также до знаменитого «Будда-небоскреба» (он же храмовый комплекс Bodhi Tataung), и до храма Танбоддхай (Thanboddhay Paya) — а я за все это плачу ему 7000 чат. Обе эти достопримечательности расположены не в самой Мониве, а примерно в получасе езды от нее.

Содержание:

Монива — храм Танбоддхай

Комплекс Bodhi Tataung («здание-Будда»)

Пещерный комплекс Пхоу Вун Даун

Кстати, заказать тук-тук или такси до основных достопримечательностей Монивы можно и на ресепшене отеля, в этом случае тут-тук обойдется в 10-15 килочат, а такси — во все 30 тысяч чат. Если соберетесь ехать на такси, имейте ввиду, что на выездах из Моньвы стоят будки, где со всех движущихся механизмов серьезнее мотобайка взимают плату за проезд — к сожалению, я, будучи пассажиром байка, не уточнил ее размер. Но само наличие этого дорожного сбора является еще одним доводом в пользу выбора мотоцикла для перемещений по Мониве и окрестностям.

Первым делом мы поехали искать мой заранее забронированный отель. Впрочем, долго искать его не пришлось — все улицы города рано или поздно выведут вас к центральной площади с часовой башней и большинство приличных отелей и гестхаусов в Мониве расположены возле нее, так что местные все их знают и без проблем вас до них довезут.

Отель мне очень понравился – просторная комната, чисто, отличное расположение. Вот поэтому я всегда стараюсь жилье по маршруту бронировать заранее: с одной стороны, имея бронь, ты уже не настолько свободен в прохождении маршрута своего путешествия, а с другой – не останешься без крыши над головой (что во многих городах Мьянмы вполне реально, особенно во время каких-нибудь праздников) или же тебе не придется ночевать в откровенном бомжатнике, так как больше мест нигде нет.

Заселившись в отель и немного отдохнув с дороги, я попросил «таксиста» отвезти меня сначала на ж/д вокзал, а затем на автовокзал Монивы – в одном из этих мест я надеялся купить билет до Мандалая на следующий день. Причем изначально предпочтительнее был переезд на поезде – после своих «железнодорожных путешествий» по всей Восточной Мьянме я проникся-таки бирманскими поездами, а особенно ценами на их билеты:-)

Но на поверку выяснилось, что на поезде из Моньвы в Мандалай ехать не очень удобно: единственный поезд отправляется ежедневно в 6 утра (билет в ordinary class стоит 700 чат), время в пути составляет 5 часов. Вставать в такую рань мне было неохота, так что решено было ехать на местном автобусе типа «Пазик» от автовокзала – время в пути 3 часа, цена 2000 чат, отправляются они в 6:30, 8:00 и далее каждый час. Последний автобус из Монивы уходит то ли в 5, то ли в 6 вечера, точно не помню — я уехал днем.

Итак, все организационные вопросы были успешно решены, пора отправляться на осмотр достопримечательностей Монивы. И первой в списке был очень интересный храм Танбоддхай (Thanboddhay Paya), удачно расположенный между Моньвой и «зданием-Буддой» Bodhi Tataung.

Монива: храм Танбоддхай

Очень интересное и самобытное место: вроде бы еще одна из бесконечной череды буддистских святынь Мьянмы, но из-за «несерьезного» внешнего вида и такой же энергетики он явно стоит особняком.

Монива (Моньва) храм Танбоддхай Thanboddhay paya фотоМонива (Моньва) храм Танбоддхай Thanboddhay paya фотоМонива (Моньва) храм Танбоддхай Thanboddhay paya фото

Фасад храма украшен сотнями фигур сидящего Будды, расположенными в нишах на стенах:

Монива (Моньва) храм Танбоддхай Thanboddhay paya фото

По территории храмового комплекса можно гулять совершенно бесплатно, а вход внутрь для иностранцев стоит 3 доллара. По-моему, храм намного эффектнее выглядит снаружи, чем внутри — внутри это обычная бирманская пагода, красивая конечно, но если вы уже бывали в Янгоне, Пьи, Багане или Мандалае — вряд ли она вас сильно впечатлит, кроме Будд там ничего нет.

Монива (Моньва) храм Танбоддхай Thanboddhay paya фотоМонива (Моньва) храм Танбоддхай Thanboddhay paya фотоМонива (Моньва) храм Танбоддхай Thanboddhay paya фото

Монива: комплекс Bodhi Tataung («здание-Будда»)

Монива Моньва Bodhi Tataung ("здание-Будда") фото

Комплекс известен прежде всего своей статуей «Лежащего Будды» и уникальным в своем роде «Будда-небоскребом»- огромным 30-этажным зданием, внешне имеющим форму статуи Будды, внутри которого все стены обильно украшены картинами на религиозную тематику. Войти внутрь можно совершенно бесплатно.

Монива (Моньва) Bodhi Tataung ("здание-Будда") фотоМонива Моньва Bodhi Tataung ("здание-Будда") фото

Начиная с 5-го этажа и примерно до 10-го однообразные буддистские картины сменяются бодрыми и жизнеутверждающими изображениями «Дантова ада для нерадивых буддистов»:

Монива Моньва Bodhi Tataung ("здание-Будда") фотоМонива Моньва Bodhi Tataung ("здание-Будда") фотоМонива Моньва Bodhi Tataung ("здание-Будда") фото

Мне по незнанию казалось, что в буддизме нет на эту тему четкой мифологии, ан нет – и здесь не смогли избежать соблазна управлять паствой с помощью одной из самых сильных человеческих эмоций – страха.

Монива Моньва Bodhi Tataung ("здание-Будда") фотоМонива Моньва Bodhi Tataung ("здание-Будда") фотоМонива Моньва Bodhi Tataung ("здание-Будда") фотоBodhi Tataung ("здание-Будда")

Осматривая эти картины, я не мог отделаться от мысли о странном свойстве человеческой психики: мы упрямо приписываем высшим силам наши «человеческие» особенности мышления и психических реакций, такие как обидчивость, мстительность и склонность к наказанию «провинившихся».

Примерно после 10-го этажа «ад» сменяется изображениями «рая»:

Монива Моньва Bodhi Tataung ("здание-Будда") фотоМонива Моньва Bodhi Tataung ("здание-Будда") фото

Что интересно, картины ада художникам удались намного лучше рая: ад прорисован с огоньком и энтузиазмом, а вот рай как-то скучно и обыденно: парящие облака, парящие в облаках колесницы и парящие среди всего этого благолепия Будды.

Начиная с 17-го этажа в здании шел ремонт (или здание в принципе еще не до конца достроено) и выше я не полез – смотреть там все рано нечего.

После «Будда-небоскреба» путь вел к «Лежащему Будде» – за две недели в Мьянме и несколько месяцев в Таиланде я уже сбился со счета, сколько было осмотрено подобных статуй.

Монива Моньва Bodhi Tataung ("здание-Будда") фото

Кстати, в статую «Лежащего Будды» тоже можно войти. Внутри, как и следовало ожидать, расположился обыкновенный буддистский храм с алтарем, «житиями святых» и непременными гирляндами из цветов.

Под занавес насыщенной и интересной экскурсионной программы мототаксист отвез меня к «лесу Будд», расположенному неподалеку от «здания-Будды» и храма Танбоддхай:

Монива Моньва лес Будд фотоМонива Моньва Лес Будд фото

«Лес» очень хорошо виден с верхушки «башни» храма Thanboddhay Paya (я не знаю, как эта конструкция называется правильно — колокольня? минарет? — в прочих буддистских храмах и пагодах я таких «башен» не встречал).

Монива (Моньва) храм Танбоддхай Thanboddhay paya фото

Кстати, что в храме Танбоддхай, что в «Будда-здании» бросается в глаза почти полное отсутствие туристов, по-моему, я там вообще не видел ни одного фаранга. Иногда сам чувствуешь себя достопримечательностью – местные охотнее пялятся на тебя, чем благоговейно взирают на религиозные святыни.

После успешного прохождения всей запланированной программы мой красноречивый таксист все-таки уломал меня съездить на следующий день в пещерный комплекс Пхоу Вун Даун, расположенный примерно в 25 километрах к западу от Монивы. Я сначала упирался, мотивируя свое нежелание ехать наличием в голове «каши» из буддистских культовых сооружений всех эпох и размеров, а также купленным на завтра билетом до Мандалая, но таксист клятвенно уверял, что я непременно успею на свой автобус. Что ж, тогда поехали.

Пещерный комплекс Пхоу Вун Даун

Пхоу Вун Даун — буддийский пещерный храмовый комплекс, расположенный на западном берегу реки Чиндуин и создававшийся с XIV по XVIII век. Название комплекса означает «Гора уединенной медитации». Пхоу Вун Даун состоит из 947 пещер разного размера, украшенных резными статуями Будды и фресками, иллюстрирующими буддистские истории «джатаки».

Моньва Монива пещерный комплекс Пхоу Вун Даун фото

Честно говоря, от обилия Будд и прочей религиозной тематики в Мьянме я уже немного устал, и по этой причине отклонил предложение таксиста перенести на один день свой отъезд в Мандалай и посетить храмовый комплекс Шве Ба Тоун (Swe Ba Town), расположенный на противоположном берегу реки Чиндуин, до которого сначала нужно плыть на лодке, а затем ехать на джипах. К этому моменту я уже выше крыши насмотрелся на разнообразные пагоды, храмы и ступы Юго-Восточной Азии. При всем уважении к буддизму, для меня был уже перебор.

Вообще, все рукотворные достопримечательности Мьянмы — это те или иные вариации на тему буддизма: храмы, пагоды, пещеры.. Что хорошо отражает чаяния и устремления народа. Например, в США (допустим, в Чикаго) все основные достопримечательности имеют отношение только к великому американскому богу Бизнесу или развлечениям: небоскребы Monadnock или Sears tower, монумент в парке в виде гигантского боба и многочисленные блюз-холлы, храмов каких бы то ни было религий я там, по-моему, вообще не встречал. Видимо, это яркая иллюстрация разницы в характере и менталитете народов.

Резюме от дня, проведенного в Мониве: хоть индивидуальные туристы (а уж организованные и подавно) и нечастые гости в Моньве, город бесспорно заслуживает посещения – он не похож ни на что из уже достаточно обширного списка осмотренных мной достопримечательностей Мьянмы.

Город и его основные достопримечательности очень понравились, среди прочих бирманских городов (красивых, но несколько однообразных) Моньва явно выделяется — в первую очередь своим «Будда-небоскребом», хотя и храм «тысячи Будд» (Thanboddhay Paya) тоже очень эффектно смотрится.

Еще статьи о Мьянме:

Куда съездить из Янгона: Баго

Моламьян,  пещера Садан, гора Звегабин и пагода Кьяук Калап

Баган, город двух тысяч храмов

P.S. Подписывайтесь на канал Allmyworld.ru в Telegram, а также добавляйтесь в группы в Facebook www.facebook.com/allmyworld.ru и В Контакте vk.com/allmyworld.ru, чтобы следить за выходом новых статей о самостоятельных путешествиях по всему миру.

Легкой вам дороги до Монивы и ярких впечатлений!
Ваш Роман Мироненко