Мьянма, Монива (Моньва): «Будда-небоскреб» и многое другое
Рассказ об одном из самых необычных городов Мьянмы — Мониве (Моньве) и ее основных достопримечательностях: «Будда-небоскребе», храме Танбоддхай и Лесе Будд.
Монива расположена несколько в стороне от главного туристического маршрута Мьянмы, идущего из Янгона в Мандалай и в целом совпадающего с руслом великой бирманской реки Иравади. По этой причине туристы сюда забредают редко и для местных каждый из них «на вес золота» — таксисты на вокзале, а также многочисленные желающие сдать вам жилье за вас буквально драться будут. Например, меня один такой мототаксист просто-таки «достал»: он минут пятнадцать бродил за мной по пятам и канючил, чтобы я нанял его в качестве транспорта для осмотра достопримечательностей. Я и отказывался, и несколько раз его посылал — все бесполезно. В итоге пришлось уступить его настойчивости и договорились мы так: он возит меня по городу, а также до знаменитого «Будда-небоскреба» (он же храмовый комплекс Bodhi Tataung), и до храма Танбоддхай (Thanboddhay Paya) — а я за все это плачу ему 7000 чат. Обе эти достопримечательности расположены не в самой Мониве, а примерно в получасе езды от нее.
Содержание:
Комплекс Bodhi Tataung («здание-Будда»)
Пещерный комплекс Пхоу Вун Даун
Кстати, заказать тук-тук или такси до основных достопримечательностей Монивы можно и на ресепшене отеля, в этом случае тут-тук обойдется в 10-15 килочат, а такси — во все 30 тысяч чат. Если соберетесь ехать на такси, имейте ввиду, что на выездах из Моньвы стоят будки, где со всех движущихся механизмов серьезнее мотобайка взимают плату за проезд — к сожалению, я, будучи пассажиром байка, не уточнил ее размер. Но само наличие этого дорожного сбора является еще одним доводом в пользу выбора мотоцикла для перемещений по Мониве и окрестностям.
Первым делом мы поехали искать мой заранее забронированный отель. Впрочем, долго искать его не пришлось — все улицы города рано или поздно выведут вас к центральной площади с часовой башней и большинство приличных отелей и гестхаусов в Мониве расположены возле нее, так что местные все их знают и без проблем вас до них довезут.
Отель мне очень понравился – просторная комната, чисто, отличное расположение. Вот поэтому я всегда стараюсь жилье по маршруту бронировать заранее: с одной стороны, имея бронь, ты уже не настолько свободен в прохождении маршрута своего путешествия, а с другой – не останешься без крыши над головой (что во многих городах Мьянмы вполне реально, особенно во время каких-нибудь праздников) или же тебе не придется ночевать в откровенном бомжатнике, так как больше мест нигде нет.
Заселившись в отель и немного отдохнув с дороги, я попросил «таксиста» отвезти меня сначала на ж/д вокзал, а затем на автовокзал Монивы – в одном из этих мест я надеялся купить билет до Мандалая на следующий день. Причем изначально предпочтительнее был переезд на поезде – после своих «железнодорожных путешествий» по всей Восточной Мьянме я проникся-таки бирманскими поездами, а особенно ценами на их билеты:-)
Мандалай: город из
пророчества Будды
Но на поверку выяснилось, что на поезде из Моньвы в Мандалай ехать не очень удобно: единственный поезд отправляется ежедневно в 6 утра (билет в ordinary class стоит 700 чат), время в пути составляет 5 часов. Вставать в такую рань мне было неохота, так что решено было ехать на местном автобусе типа «Пазик» от автовокзала – время в пути 3 часа, цена 2000 чат, отправляются они в 6:30, 8:00 и далее каждый час. Последний автобус из Монивы уходит то ли в 5, то ли в 6 вечера, точно не помню — я уехал днем.
Итак, все организационные вопросы были успешно решены, пора отправляться на осмотр достопримечательностей Монивы. И первой в списке был очень интересный храм Танбоддхай (Thanboddhay Paya), удачно расположенный между Моньвой и «зданием-Буддой» Bodhi Tataung.
Монива: храм Танбоддхай
Очень интересное и самобытное место: вроде бы еще одна из бесконечной череды буддистских святынь Мьянмы, но из-за «несерьезного» внешнего вида и такой же энергетики он явно стоит особняком.
Фасад храма украшен сотнями фигур сидящего Будды, расположенными в нишах на стенах:
По территории храмового комплекса можно гулять совершенно бесплатно, а вход внутрь для иностранцев стоит 3 доллара. По-моему, храм намного эффектнее выглядит снаружи, чем внутри — внутри это обычная бирманская пагода, красивая конечно, но если вы уже бывали в Янгоне, Пьи, Багане или Мандалае — вряд ли она вас сильно впечатлит, кроме Будд там ничего нет.
Монива: комплекс Bodhi Tataung («здание-Будда»)
Комплекс известен прежде всего своей статуей «Лежащего Будды» и уникальным в своем роде «Будда-небоскребом»- огромным 30-этажным зданием, внешне имеющим форму статуи Будды, внутри которого все стены обильно украшены картинами на религиозную тематику. Войти внутрь можно совершенно бесплатно.
Начиная с 5-го этажа и примерно до 10-го однообразные буддистские картины сменяются бодрыми и жизнеутверждающими изображениями «Дантова ада для нерадивых буддистов»:
Мне по незнанию казалось, что в буддизме нет на эту тему четкой мифологии, ан нет – и здесь не смогли избежать соблазна управлять паствой с помощью одной из самых сильных человеческих эмоций – страха.
Осматривая эти картины, я не мог отделаться от мысли о странном свойстве человеческой психики: мы упрямо приписываем высшим силам наши «человеческие» особенности мышления и психических реакций, такие как обидчивость, мстительность и склонность к наказанию «провинившихся».
Примерно после 10-го этажа «ад» сменяется изображениями «рая»:
Что интересно, картины ада художникам удались намного лучше рая: ад прорисован с огоньком и энтузиазмом, а вот рай как-то скучно и обыденно: парящие облака, парящие в облаках колесницы и парящие среди всего этого благолепия Будды.
Начиная с 17-го этажа в здании шел ремонт (или здание в принципе еще не до конца достроено) и выше я не полез – смотреть там все рано нечего.
После «Будда-небоскреба» путь вел к «Лежащему Будде» – за две недели в Мьянме и несколько месяцев в Таиланде я уже сбился со счета, сколько было осмотрено подобных статуй.
Кстати, в статую «Лежащего Будды» тоже можно войти. Внутри, как и следовало ожидать, расположился обыкновенный буддистский храм с алтарем, «житиями святых» и непременными гирляндами из цветов.
Под занавес насыщенной и интересной экскурсионной программы мототаксист отвез меня к «лесу Будд», расположенному неподалеку от «здания-Будды» и храма Танбоддхай:
«Лес» очень хорошо виден с верхушки «башни» храма Thanboddhay Paya (я не знаю, как эта конструкция называется правильно — колокольня? минарет? — в прочих буддистских храмах и пагодах я таких «башен» не встречал).
Кстати, что в храме Танбоддхай, что в «Будда-здании» бросается в глаза почти полное отсутствие туристов, по-моему, я там вообще не видел ни одного фаранга. Иногда сам чувствуешь себя достопримечательностью – местные охотнее пялятся на тебя, чем благоговейно взирают на религиозные святыни.
После успешного прохождения всей запланированной программы мой красноречивый таксист все-таки уломал меня съездить на следующий день в пещерный комплекс Пхоу Вун Даун, расположенный примерно в 25 километрах к западу от Монивы. Я сначала упирался, мотивируя свое нежелание ехать наличием в голове «каши» из буддистских культовых сооружений всех эпох и размеров, а также купленным на завтра билетом до Мандалая, но таксист клятвенно уверял, что я непременно успею на свой автобус. Что ж, тогда поехали.
Пещерный комплекс Пхоу Вун Даун
Пхоу Вун Даун — буддийский пещерный храмовый комплекс, расположенный на западном берегу реки Чиндуин и создававшийся с XIV по XVIII век. Название комплекса означает «Гора уединенной медитации». Пхоу Вун Даун состоит из 947 пещер разного размера, украшенных резными статуями Будды и фресками, иллюстрирующими буддистские истории «джатаки».
Честно говоря, от обилия Будд и прочей религиозной тематики в Мьянме я уже немного устал, и по этой причине отклонил предложение таксиста перенести на один день свой отъезд в Мандалай и посетить храмовый комплекс Шве Ба Тоун (Swe Ba Town), расположенный на противоположном берегу реки Чиндуин, до которого сначала нужно плыть на лодке, а затем ехать на джипах. К этому моменту я уже выше крыши насмотрелся на разнообразные пагоды, храмы и ступы Юго-Восточной Азии. При всем уважении к буддизму, для меня был уже перебор.
Вообще, все рукотворные достопримечательности Мьянмы — это те или иные вариации на тему буддизма: храмы, пагоды, пещеры.. Что хорошо отражает чаяния и устремления народа. Например, в США (допустим, в Чикаго) все основные достопримечательности имеют отношение только к великому американскому богу Бизнесу или развлечениям: небоскребы Monadnock или Sears tower, монумент в парке в виде гигантского боба и многочисленные блюз-холлы, храмов каких бы то ни было религий я там, по-моему, вообще не встречал. Видимо, это яркая иллюстрация разницы в характере и менталитете народов.
Резюме от дня, проведенного в Мониве: хоть индивидуальные туристы (а уж организованные и подавно) и нечастые гости в Моньве, город бесспорно заслуживает посещения – он не похож ни на что из уже достаточно обширного списка осмотренных мной достопримечательностей Мьянмы.
Город и его основные достопримечательности очень понравились, среди прочих бирманских городов (красивых, но несколько однообразных) Моньва явно выделяется — в первую очередь своим «Будда-небоскребом», хотя и храм «тысячи Будд» (Thanboddhay Paya) тоже очень эффектно смотрится.
Еще статьи о Мьянме:
Моламьян, пещера Садан, гора Звегабин и пагода Кьяук Калап
Баган, город двух тысяч храмов
P.S. Подписывайтесь на канал Allmyworld.ru в Telegram, а также добавляйтесь в группы в Facebook www.facebook.com/allmyworld.ru и В Контакте vk.com/allmyworld.ru, чтобы следить за выходом новых статей о самостоятельных путешествиях по всему миру.
Легкой вам дороги до Монивы и ярких впечатлений!
Ваш Роман Мироненко