Собор Святой Софии в Стамбуле — главный архитектурный памятник Византии

Святая София, церковь Божественной Мудрости, одно из самых важных и самых прекрасных зданий в истории мировой архитектуры, была освящена 27 декабря 537 года. Нынешняя церковь уже третья на этом месте — первую заложил около 330 года сам основатель города Константин Великий. Однако уже через 44 года она сгорела и на ее месте император Феодосий II построил новый храм, впоследствии разрушенный мятежниками. Нынешняя (третья) София на протяжении без малого тысячи лет была главной церковью Византийской империи и всего православного мира. Затем, после турецкого завоевания, почти на пятьсот лет она превратилась в мечеть и, наконец, в 1934 году по приказу Ататюрка ее сделали музеем и светской достопримечательностью Стамбула.

Собор Святой Софии в Стамбуле - главный архитектурный памятник ВизантииСобор Святой Софии в Стамбуле - главный архитектурный памятник Византии

Несмотря на свое величие, возведена церковь была всего за пять лет (для сравнения: собор Дуомо в Милане строили пятьсот лет). Император Юстиниан был одержим идеей постройки величайшего в мире храма и, по легенде, по окончании работ он воскликнул: «Я превзошел тебя, Соломон!» — имея ввиду библейский Соломонов храм. Кстати, свою столицу Юстиниан предпочитал называть Новым Иерусалимом.

Собор Святой Софии в Стамбуле - главный архитектурный памятник ВизантииСобор Святой Софии в Стамбуле - главный архитектурный памятник Византии

Внутри церковь поражает больше, чем снаружи (снаружи она, сказать по правде, вообще не впечатляет) — внутри же она предстает потрясающе огромной и просторной, и весь этот простор освещен каким-то совершенно уникальным образом: с помощью бесчисленных световых окон (причем было их еще больше — турки некоторые из них зачем-то заложили). Насколько Святая София кажется легкой и невесомой внутри, настолько же она предстает грузной и приземистой снаружи. Собственно, внешняя «тяжеловесность» — это неизбежная плата за «внутренний объем»: главной задачей строителей было сделать храм подобием космоса, чтобы он выглядел воплощением божественного, а никак не плодом человеческих усилий. И зодчим это вполне удалось: как говорили в византийские времена, «купол Святой Софии на цепи подвешен к небесам» — он изображает небесный свод, и у него (как и у реального неба) нет никаких опор.

Собор Святой Софии в Стамбуле - главный архитектурный памятник Византии

Все конструктивные элементы, призванные решить титаническую задачу поддержания купола, искусно спрятаны в стенах — и именно из-за этого Святая София снаружи выглядит весьма громоздкой. Основная трудность, возникающая при строительстве купола — так называемый «распор»: купол (в отличие от плоского потолка) давит на опоры не только сверху вниз, но и вбок, стремясь «распереть» их, раздвинуть в стороны. Чем тяжелее и больше купол, тем сильнее давление. У зодчих древности не было современных строительных материалов — таких, как конструкционная сталь — и поэтому единственным для них выходом были толстые «бастионные» стены, способные выдержать требуемую тяжесть (кстати, таким же путем в прошлом веке пошли создатели единственного в мире кирпичного небоскреба «Monadnock» в Чикаго — задумав построить высотное здание из кирпича без стальных несущих конструкций, они просто увеличили толщину стен на требуемую величину; в результате в районе первых этажей стены Монаднока напоминают Брестскую крепость). Тем же путем пошли и строители римского Пантеона: его купол опирается на стены шестиметровой толщины.

Но создателям Святой Софии нужно было наполнить внутренний объем светом, и они нашли гениальное решение: купол опирается на специальный ажурный «барабан», по всей своей окружности начиненный световыми окнами. Если смотреть изнутри, непонятно как эта кружевная конструкция может вообще выдержать хоть что-то, однако стоит выйти наружу и можно заметить, что стены между окнами барабана крайне массивны. Но еще более остроумное решение применено на восточной и западной сторонах храма: здесь давление главного купола перенесли сначала на два больших, а затем на пять малых полукуполов.

С трех сторон подкупольное пространство Софии окружают хоры — галереи, открывающиеся в центр храма арками. Вход на хоры — в северном торце нартекса; наверх ведет не лестница, а пологий пандус. В северной галерее можно увидеть, помимо канонических изображений, и древние граффити на столбах и парапете — рисунки и надписи, нацарапанные тысячу лет назад скучающими прихожанами. Среди греческих букв встречаются и северные руны: в отличие от сознательных швейцарских гвардейцев Ватикана, царьградские гвардейцы-варяги особого пиетета к православной святыне не испытывали.

Собор Святой Софии в Стамбуле - главный архитектурный памятник Византии

Когда-то хоры сплошь были покрыты золотыми мозаиками, но до наших дней дошло лишь несколько изображений. На одном из них пред Христовым престолом склоняются императрица Зоя и ее супруг Константин Мономах — в глаза бросаются грубо заделанные трещины вокруг голов августейшей четы.

Собор Святой Софии в Стамбуле - главный архитектурный памятник Византии

Это следы переделок: мужская фигура изначально изображала не Константина, а предыдущего мужа Зои (всего их было трое). А лицо самой императрицы было разбито, когда к власти ненадолго пришел ее пасынок, питавший к мачехе страстную «личную неприязнь». Когда Зоя, женщина весьма незаурядных талантов и целеустремленности, вернулась на престол, мозаику пришлось возвращать в подобающий вид.

Самая красивая мозаика на хорах (и вообще одно из самых главных произведений византийского искусства) — великолепный Деисус: изображение Христа с Богоматерью и Иоанном Крестителем:

Собор Святой Софии в Стамбуле - главный архитектурный памятник Византии

«Деисус» означает «моление»: Богоматерь и Иоанн молят Христа о спасении рода людского. Прямо напротив Деисуса под плитой с латинской надписью «Henricus Dandolo» когда-то лежало тело человека, сыгравшего роковую роль в судьбе тысячелетней Византии: венецианского дожа Энрико Дандоло, одного из предводителей Четвертого крестового похода, чья мощь обрушилась на православный Константинополь вместо мусульманской  Святой Земли.

Собор Святой Софии в Стамбуле - главный архитектурный памятник Византии

Кстати, история жизни дожа Дандоло и история взятия крестоносцами Константинополя явственно говорят о роли «личности в истории»: некогда византийский император имел глупость недальновидно оскорбить и унизить молодого Дандоло в нарушение всех дипломатических традиций того времени; последний оскорбления, как видно, не забыл и, будучи уже глубоким стариком, сполна отомстил обидчице-Византии. И после этого благополучно умер в завоеванном великом городе; однако история старика на этом не завершилась: когда спустя 249 лет Константинополь, так полностью и не оправившийся от предательского удара Венеции и крестоносцев, окончательно пал под ударами турок, султан Мехмед II Фатих приказал вырыть останки старого дожа и бросить их собакам — так он выразил свое отношение к предательству Венеции и ее правителя.

Еще одна уникальность Святой Софии — в ней мирно соседствуют христианские мозаики и суры из Корана. Последние изображены на восьми огромных щитах из ослиной кожи, подвешенных под куполом; кроме сур, на них начертаны имена Пророка и первых халифов.

Собор Святой Софии в Стамбуле - главный архитектурный памятник ВизантииСобор Святой Софии в Стамбуле - главный архитектурный памятник Византии

Эти изречения считаются самыми большими в мире образцами мусульманской каллиграфии — что, впрочем, не помешало Мустафе Кемалю Ататюрку в свое время их снять и превратить главную мечеть страны в музей. В том числе и за это местные мусульмане стали шушукаться, что он «алкоголик и враг ислама» — первое, впрочем, было правдой. Открыто спорить с Ататюрком они не стали, но сразу после смерти в 1938 году щиты водрузили обратно. Впрочем, мирное «сосуществование» православных и исламских символов если не иллюзия, то понятие очень хрупкое: исламские фундаменталисты постоянно требуют у властей снова превратить Святую Софию в мечеть; в свою очередь, греки и вообще православные соседи турок требуют снять с нее полумесяц и снова водрузить крест.

Рядом с алтарем на стене есть пятно, напоминающее отпечаток ладони — экскурсоводы утверждают, что в этом месте султан Мехмед Фатих («Завоеватель»), взявший Константинополь штурмом, оперся о стену, когда его конь поскользнулся на залитом кровью полу. Если верить историкам, это не более чем байка, султан вошел в Святую Софию пешим, к тому же в знак смирения посыпав свой тюрбан пылью.

Возле выхода из храма есть столб с оправленным в медь углублением — считается, что если вставить туда большой палец и повернуть на триста шестьдесят градусов, исполнится загаданное желание.

Собор Святой Софии в Стамбуле - главный архитектурный памятник Византии

Столб этот известен еще тем, что, по преданию, когда в Святую Софию ворвались янычары, в нем чудесным образом скрылся священник с ритуальной чашей в руках.

Святая София: практическая информация

Адрес: Sultan Ahmet, Ayasofya Meydanı, 34122 Fatih. Координаты: 41.00858, 28.98017.

Часы работы: ежедневно с 9:00 до 19:00 летом (с 15.04 по 30.10) и с 9:00 до 15:00 зимой (с 30.10 по 15.04). В первые дни празднования Курбан Байрама и Рамадана посещение может быть ограничено. Вход платный, билет стоит 60 турецких лир (10,5$).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

© 2020 All My World — путеводители Романа Мироненко // Использование материалов сайта только с разрешения автора.
Политика конфиденциальности
Контакты