Баго – это современное и немного измененное название древнего города Пегу (Pegu), основанного в 573 году и бывшего некогда столицей могущественного Монского царства. Город расположен относительно недалеко от Янгона (80 км) и при желании до Баго оттуда можно добраться на такси – правда, выйдет совсем не бюджетно.

…От железнодорожного вокзала Баго до своего отеля я добрался традиционно: на такси-сонгтео за 1000 чат. Парнишка-таксист по дороге пытался предложить свои услуги «гида на мотобайке» на завтра, но в отеле мне предложили то же самое, и я предпочел «отельный» вариант. Немного забегая вперед: и Баго мне понравился, и затея с наймом местного гида на байке полностью себя оправдала — сам бы я нашел дай Бог половину всех этих достопримечательностей, плюс надо учитывать, что интересности Баго расположены в сильно разных частях города. За свои услуги экскурсовод попросил 10 баксов — в Моламьяне днем ранее я за те же деньги смог снять только байк, без водителя.

Мьянма город Баго

Непременный аттрибут спокойного сна в Баго — иначе комары сожрут

После заселения в отель перед сном оставалось еще несколько часов, и я прогулялся до одной из близлежащих пагод:

Мьянма Баго пагода Швемодо

Оказалось, что это самая главная и известная достопримечательность Баго – пагода Швемодо (Shwemawdaw pagoda). Пока бродил по ее территории, стемнело:

Монахи в Мьянме весьма охотно позируют

Осмотрев Швемодо ночью с подсветкой, я решил на следующий день зайти туда еще раз и посмотреть все при дневном свете.

..В 7 утра следующего дня меня уже ждал гид на мотобайке, и мы поехали на импровизированную «экскурсию по городу».

Мьянма Баго

Рассвет над озером

Лежащий Будда – Шветальяунг (Shwe Thar Lyaung Pagoda)

Первым пунктом нашей программы была пагода Шветальяунг, известная своим «Лежащим Буддой» — к слову, «лежащих Будд» в Баго аж целых два, второй будет ниже по тексту.

Мьянма Баго Лежащий Будда Kyaik Pun

Обычно Будду изображают аскетом, а здесь вместо подушки ему подсунули сундуки с драгоценностями:

Как и у янгонского «Лежащего Будды», на подошвах ступней изображено «колесо сансары» (цепь воплощений и перерождений души):

На стенах можно ознакомиться с историей создания пагоды, выполненной в виде «религиозного комикса»:

Мьянма Баго Лежащий Будда Kyaik PunМьянма Баго Лежащий Будда Kyaik PunМьянма Баго Лежащий Будда Kyaik Pun

Пагода Кьяйк Пун (пагода четырех Будд)

После пагоды Шветальяунг гид повез меня к следующей достопримечательности Баго: Кьяйк Пун (Kyaik Pun), или пагоде Четырех Будд. Я уже привык к тому, что почти все сколько-нибудь интересное в Мьянме имеет прямое отношение к буддизму, хорошо хоть вносят разнообразие позы и количество — то он был лежащий, а тут уже их четверо и они сидят:

Мьянма Баго пагода Четырех Будд

По дороге попался какой-то небольшой индуистский храм — гид явно не собирался тратить на него время, но я попросил остановить — при всем моем уважении к буддизму, я уже третий месяц путешествую по Юго-Восточной Азии и все эти ступы и статуи сливаются в одно яркое пятно. Короче говоря, мне захотелось разбавить эти бесконечные ступы чем-то еще:

Мьянма город Баго фотоМьянма город Баго фото
Еще один «лежащий Будда»:

Мьянма город Баго фотоМьянма город Баго Лежащий БуддаМьянма город Баго Лежащий БуддаМьянма город Баго Лежащий Будда

Пагода Mahazedi

Мьянма Баго Mahazedi Pagoda

Мьянма Баго Shwegukalay Pagoda

На вершину разрешается залезать только мужчинам

Вид с пагоды Mahazedi

Питон (или удав?) – полноправная «достопримечательность» пагоды Махазеди:

Мьянма Баго Mahazedi Pagoda

Shwegukalay Pagoda была построена в 15 веке по приказу царя Бинья Яна и примечательна своими 64 сидящими Буддами:

Мьянма Баго Shwegukalay Pagoda

Следующим пунктом нашей программы был действующий монастырь Чак-хавин (Kyar Khat Wine), третий по величине и количеству монахов в Мьянме. Мой гид так подгадал время, что в монастырь мы попали как раз к церемонии «кормления» монахов, перед которой имела место церемония «приведения себя в порядок»:

Мьянма Баго монастырь Чак-хавин Kyar Khat WineМьянма Баго монастырь Чак-хавин Kyar Khat Wine

Монахи абсолютно не имеют ничего против того, чтобы туристы их фотографировали во время мытья-бритья и еды — скорее наоборот, я этот вопрос специально уточнил.

Женщины готовят монахам еду:

Фото с монахом-«начальником»

Дальше был «дагбат» — шествие буддистских монахов и получение ими подаяния от жителей города. Место в очереди отражает иерархию в монашеской общине. Получая милостыню, монахи не благодарят — согласно буддистскому мировоззрению, благодарны должны быть дающие, ибо у них появляется возможность совершить благое дело, что пойдет в «копилку» будущего благополучия. Подавая милостыню, женщинам не следует касаться монахов. По завершении своего шествия по улицам города, монахи возвращаются в стены монастыря — основная дневная трапеза не может быть позже 11 утра, а следующий прием пищи у монахов состоится только на следующий день в 5 утра. Остаток дня монахи проводят в молитве, медитации и учебе. Но в нашем случае ритуал был сокращенным: величественного шествия по городу в этот день не было, монахи просто длинной вереницей прошли по территории монастыря и посетители подавали им деньги или символический рис, который перед этим черпали из большого котла:

затем все монахи расположились в общем зале-столовой и приступили к трапезе.

Мьянма Баго монастырь Чак-хавин Kyar Khat Wine

После экскурсии мы заехали на железнодорожный вокзал, где я купил себе билет до Янгона (600 чат за ordinary class), поменял еще 100 баксов на местные чаты и вместе в гидом пообедал в забегаловке для местных — большая тарелка риса с несколькими видами рыбного карри и напитком получились 1600 чат (примерно полтора доллара):

Мой гид изрядно проголодался:-)

Уличный фасфуд:

Мьянма Баго монастырь Чак-хавин Kyar Khat Wine

Кстати, о еде: в каждой стране есть блюдо, с которым она ассоциируется у путешественника. Например, Германия для меня это сосиски-вюрст, Литва — «цепеллины», Италия — капуччино, соте ди коцце (густой суп из мидий) и пицца, Аргентина и Бразилия — всевозможное мясо на гриле, Таиланд — суп том-ям и пад-тай. Так вот, Мьянма у меня видимо будет ассоциироваться с вареными перепелиными яйцами. Их тут продают везде: в поездах, на территории храмов и пагод, на улицах. Такой вот у них диетический фаст-фуд.

После обеда экскурсовод внял моей просьбе и отвез меня к пагоде Швемодо, которую я уже осмотрел предыдущим вечером.

Пагода Швемодо

Мьянма Баго пагода Швемодо

Пагоду Швемодо называют также Храмом Золотого Бога из-за  хранящихся внутри ступы реликвий Будды. Высота ступы составляет 114 метров (на 19 метров выше Пагоды Шведагон в Янгоне) что делает ее самой высокой в Мьянме. Но, по моему мнению, Шведагон выглядит намного солиднее и богаче.

Мьянма Баго пагода ШвемодоМьянма Баго пагода ШвемодоМьянма Баго пагода Швемодо

После одного из землетрясений от пагоды отвалился изрядный кусок, но, как я понял после осмотра пагоды Бо-Татанк в Янгоне, культовые сооружения бирманцы предпочитают не ремонтировать, а оставляют «как есть» – раз отвалилось, значит, такова воля высших сил. Просто на вершине обломка установили мини-пагоду:

Мьянма Баго пагода Швемодо

и на том успокоились. Как большинство пагод в Мьянме, Швемодо ориентирована по сторонам света, а по углам растет боддхи — древо, под которым Будда обрел просветление.

Озеро недалеко от Швемодо (мне оно запомнилось тем, что в нем я утопил крышку от объектива):

Мьянма Баго фото

Несмотря на утрату крышки, озеро понравилось:-)

После осмотра пагоды Швемодо я напрочь потерял нить куда возил меня гид — так что дальше будут просто фото:

Мьянма БагоМьянма Баго фотоМьянма Баго фотоМьянма Баго фотоМьянма Баго фото

В интернет-отзывах мне попадалась информация, что в Баго нужно покупать «единый» билет для осмотра основных городских достопримечательностей стоимостью 10 долларов — я этого подтвердить не могу. Мне ни разу за весь день не попадался никто, продающий подобные билеты, да и ни в одной пагоде или храме у меня их не спрашивали. Единственное, за фотосъемку в каждой пагоде надо платить 300 чат, за видео — 500.

..В 15:20 поездом я отправился в Янгон, куда прибыл ровно через два часа. Сам по себе Янгон мне уже был не особо интересен – все самое интересное в нем уже было осмотрено ранее, но мой дальнейший путь лежал на север, в город Пьи,  а оттуда в Баган и Мандалай —  а по земле удобнее ехать именно через Янгон.

Вечером, по дороге от вокзала до забронированного на одну ночь отеля возле какого-то рынка купил себе 4 коробки местных сигар (в каждой коробке 21 сигара), цена примерно 10 рублей за сигару (!!) — в Москве они дороже даже не в разы, а уже на порядки. Сигары, к слову, очень неплохие — не «гавана» конечно, но качество вполне достойное.

Продолжение путешествия по Мьянме: Пьи и Шри Ксетра

Еще статьи о Мьянме:

Кинпун и пагода Золотой Камень (Golden Rock)

Баган: город двух тысяч храмов

Древняя столица Амарапура

Моламьян, пещера Садан, гора Звегабин и пагода Кьяук-Калап

P.S. Подписывайтесь на канал Allmyworld.ru в Telegram, а также добавляйтесь в группы в Facebook www.facebook.com/allmyworld.ru и В Контакте vk.com/allmyworld.ru, чтобы следить за выходом новых статей о самостоятельных путешествиях по всему миру.

Незабываемого вам путешествия по Мьянме!