Путешествие по Мьянме: город Баго
Баго – это современное и немного измененное название древнего города Пегу (Pegu), основанного в 573 году и бывшего некогда столицей могущественного Монского царства. Город расположен относительно недалеко от Янгона (80 км) и при желании до Баго оттуда можно добраться на такси – правда, выйдет совсем не бюджетно.
Что посмотреть в
Янгоне
…От железнодорожного вокзала Баго до своего отеля я добрался традиционно: на такси-сонгтео за 1000 чат. Парнишка-таксист по дороге пытался предложить свои услуги «гида на мотобайке» на завтра, но в отеле мне предложили то же самое, и я предпочел «отельный» вариант. Немного забегая вперед: и Баго мне понравился, и затея с наймом местного гида на байке полностью себя оправдала — сам бы я нашел дай Бог половину всех этих достопримечательностей, плюс надо учитывать, что интересности Баго расположены в сильно разных частях города. За свои услуги экскурсовод попросил 10 баксов — в Моламьяне днем ранее я за те же деньги смог снять только байк, без водителя.
После заселения в отель перед сном оставалось еще несколько часов, и я прогулялся до одной из близлежащих пагод:
Оказалось, что это самая главная и известная достопримечательность Баго – пагода Швемодо (Shwemawdaw pagoda). Пока бродил по ее территории, стемнело:
Осмотрев Швемодо ночью с подсветкой, я решил на следующий день зайти туда еще раз и посмотреть все при дневном свете.
..В 7 утра следующего дня меня уже ждал гид на мотобайке, и мы поехали на импровизированную «экскурсию по городу».
Лежащий Будда – Шветальяунг (Shwe Thar Lyaung Pagoda)
Первым пунктом нашей программы была пагода Шветальяунг, известная своим «Лежащим Буддой» — к слову, «лежащих Будд» в Баго аж целых два, второй будет ниже по тексту.
Обычно Будду изображают аскетом, а здесь вместо подушки ему подсунули сундуки с драгоценностями:
Как и у янгонского «Лежащего Будды», на подошвах ступней изображено «колесо сансары» (цепь воплощений и перерождений души):
На стенах можно ознакомиться с историей создания пагоды, выполненной в виде «религиозного комикса»:
Пагода Кьяйк Пун (пагода четырех Будд)
После пагоды Шветальяунг гид повез меня к следующей достопримечательности Баго: Кьяйк Пун (Kyaik Pun), или пагоде Четырех Будд. Я уже привык к тому, что почти все сколько-нибудь интересное в Мьянме имеет прямое отношение к буддизму, хорошо хоть вносят разнообразие позы и количество — то он был лежащий, а тут уже их четверо и они сидят:
По дороге попался какой-то небольшой индуистский храм — гид явно не собирался тратить на него время, но я попросил остановить — при всем моем уважении к буддизму, я уже третий месяц путешествую по Юго-Восточной Азии и все эти ступы и статуи сливаются в одно яркое пятно. Короче говоря, мне захотелось разбавить эти бесконечные ступы чем-то еще:
Еще один «лежащий Будда»:
Пагода Mahazedi
Питон (или удав?) – полноправная «достопримечательность» пагоды Махазеди:
Shwegukalay Pagoda была построена в 15 веке по приказу царя Бинья Яна и примечательна своими 64 сидящими Буддами:
Следующим пунктом нашей программы был действующий монастырь Чак-хавин (Kyar Khat Wine), третий по величине и количеству монахов в Мьянме. Мой гид так подгадал время, что в монастырь мы попали как раз к церемонии «кормления» монахов, перед которой имела место церемония «приведения себя в порядок»:
Монахи абсолютно не имеют ничего против того, чтобы туристы их фотографировали во время мытья-бритья и еды — скорее наоборот, я этот вопрос специально уточнил.
Женщины готовят монахам еду:
Дальше был «дагбат» — шествие буддистских монахов и получение ими подаяния от жителей города. Место в очереди отражает иерархию в монашеской общине. Получая милостыню, монахи не благодарят — согласно буддистскому мировоззрению, благодарны должны быть дающие, ибо у них появляется возможность совершить благое дело, что пойдет в «копилку» будущего благополучия. Подавая милостыню, женщинам не следует касаться монахов. По завершении своего шествия по улицам города, монахи возвращаются в стены монастыря — основная дневная трапеза не может быть позже 11 утра, а следующий прием пищи у монахов состоится только на следующий день в 5 утра. Остаток дня монахи проводят в молитве, медитации и учебе. Но в нашем случае ритуал был сокращенным: величественного шествия по городу в этот день не было, монахи просто длинной вереницей прошли по территории монастыря и посетители подавали им деньги или символический рис, который перед этим черпали из большого котла:
затем все монахи расположились в общем зале-столовой и приступили к трапезе.
После экскурсии мы заехали на железнодорожный вокзал, где я купил себе билет до Янгона (600 чат за ordinary class), поменял еще 100 баксов на местные чаты и вместе в гидом пообедал в забегаловке для местных — большая тарелка риса с несколькими видами рыбного карри и напитком получились 1600 чат (примерно полтора доллара):
Уличный фасфуд:
Кстати, о еде: в каждой стране есть блюдо, с которым она ассоциируется у путешественника. Например, Германия для меня это сосиски-вюрст, Литва — «цепеллины», Италия — капуччино, соте ди коцце (густой суп из мидий) и пицца, Аргентина и Бразилия — всевозможное мясо на гриле, Таиланд — суп том-ям и пад-тай. Так вот, Мьянма у меня видимо будет ассоциироваться с вареными перепелиными яйцами. Их тут продают везде: в поездах, на территории храмов и пагод, на улицах. Такой вот у них диетический фаст-фуд.
После обеда экскурсовод внял моей просьбе и отвез меня к пагоде Швемодо, которую я уже осмотрел предыдущим вечером.
Пагода Швемодо
Пагоду Швемодо называют также Храмом Золотого Бога из-за хранящихся внутри ступы реликвий Будды. Высота ступы составляет 114 метров (на 19 метров выше Пагоды Шведагон в Янгоне) что делает ее самой высокой в Мьянме. Но, по моему мнению, Шведагон выглядит намного солиднее и богаче.
После одного из землетрясений от пагоды отвалился изрядный кусок, но, как я понял после осмотра пагоды Бо-Татанк в Янгоне, культовые сооружения бирманцы предпочитают не ремонтировать, а оставляют «как есть» – раз отвалилось, значит, такова воля высших сил. Просто на вершине обломка установили мини-пагоду:
и на том успокоились. Как большинство пагод в Мьянме, Швемодо ориентирована по сторонам света, а по углам растет боддхи — древо, под которым Будда обрел просветление.
Озеро недалеко от Швемодо (мне оно запомнилось тем, что в нем я утопил крышку от объектива):
Несмотря на утрату крышки, озеро понравилось:-)
После осмотра пагоды Швемодо я напрочь потерял нить куда возил меня гид — так что дальше будут просто фото:
В интернет-отзывах мне попадалась информация, что в Баго нужно покупать «единый» билет для осмотра основных городских достопримечательностей стоимостью 10 долларов — я этого подтвердить не могу. Мне ни разу за весь день не попадался никто, продающий подобные билеты, да и ни в одной пагоде или храме у меня их не спрашивали. Единственное, за фотосъемку в каждой пагоде надо платить 300 чат, за видео — 500.
..В 15:20 поездом я отправился в Янгон, куда прибыл ровно через два часа. Сам по себе Янгон мне уже был не особо интересен – все самое интересное в нем уже было осмотрено ранее, но мой дальнейший путь лежал на север, в город Пьи, а оттуда в Баган и Мандалай — а по земле удобнее ехать именно через Янгон.
Вечером, по дороге от вокзала до забронированного на одну ночь отеля возле какого-то рынка купил себе 4 коробки местных сигар (в каждой коробке 21 сигара), цена примерно 10 рублей за сигару (!!) — в Москве они дороже даже не в разы, а уже на порядки. Сигары, к слову, очень неплохие — не «гавана» конечно, но качество вполне достойное.
Продолжение путешествия по Мьянме: Пьи и Шри Ксетра
Еще статьи о Мьянме:
Кинпун и пагода Золотой Камень (Golden Rock)
Баган: город двух тысяч храмов
Моламьян, пещера Садан, гора Звегабин и пагода Кьяук-Калап
P.S. Подписывайтесь на канал Allmyworld.ru в Telegram, а также добавляйтесь в группы в Facebook www.facebook.com/allmyworld.ru и В Контакте vk.com/allmyworld.ru, чтобы следить за выходом новых статей о самостоятельных путешествиях по всему миру.
Незабываемого вам путешествия по Мьянме!
Ваш Роман Мироненко