Амарапура, мост У-Бейн: самый длинный деревянный мост в мире
Статья с фото о древней столице Мьянмы городе Амарапура и ее самой известной достопримечательности — мосте У-Бейн, считающимся самым длинным деревянным пешеходным мостом в мире.
Мандалай: город из
пророчества Будды
Амарапура была основана в 1783 году царём Бодопайя, который сделал ее столицей Мьянмы. Однако затем столицу неоднократно переносили — то в Аву, то в Мандалай, специально построенный королем Миндоном как новая столица страны. На санскрите Амарапура означает «бессмертный город» – и в этом кроется определенная ирония истории, ибо в качестве столицы Мьянмы город пребывал очень недолгое время и, более того, при переносе столицы почти все здания Амарапуры были разобраны и на слонах перевезены на новое место. Таким образом, от древней «бессмертной» Амарапуры осталось совсем немного – фактически, только тиковые бревна — и даже им позже нашли новое применение. Причем такое, которое сделало Амарапуру уникальным местом и туристической достопримечательностью масштаба всего Индокитая: из этих бревен построили мост У-Бейн, «самый длинный деревянный мост в мире, построенный из тиковых бревен» длиной 1,2 км. Впрочем, у меня есть сильные подозрения, что мосты из тиковых бревен в мире в принципе по пальцам можно пересчитать, и в этих условиях завоевать титул «самого длинного» было очень несложно.
Кстати, в Книге рекордов Гиннесса в номинации «самый длинный в мире деревянный пешеходный мост» указан расположенный в японском городе Симада мост Хорай, хотя он более чем в два раза короче У-Бейна.
Местный градоначальник по имени У Бейн, современник переноса столицы, будучи человеком рачительным и бережливым, не мог спокойно смотреть на то, как после демонтажа старого королевского дворца в Амарапуре бросили никому не нужные тиковые бревна и доски. И он нашел им логичное применение: построил мост через мелкое озеро Таунтаман, лежащее рядом с городком. В дальнейшем тиковый мост стали называть по имени своего создателя — мост У-Бейн. Мост был предназначен для того, чтобы крестьяне, проживавший в бывшей столице, могли попасть в пагоду Kyauktawgyi на противоположном берегу озера Таунтаман. Даже спустя двести лет после постройки мост У-Бейн это весьма впечатляющее строение.
Не Золотые Ворота в Сан-Франциско, конечно, и не мост между Копенгагеном и Мальмё, но он и не призван конкурировать с этими монстрами. Изюминка моста У-Бейн — деревенский шарм и очарование старины, почти нетронутой цивилизацией.
При постройке моста У-Бейн использовались 1086 столбов — и почти все они сохранились до нашего времени, на бетонные опоры заменили лишь несколько штук в центральной части моста, где тиковые бревна наиболее серьезно пострадали от воздействия воды. Но все же время постепенно берет свое и, по мнению местных специалистов, мост У-Бейн медленно падает – и может упасть совсем, если не будут предприняты меры, чтобы его укрепить. Если тиковым бревнам бывших дворцовых зданий в какой-то мере повезло и они «возродились» в виде нового шедевра бирманского зодчества, то участь остальной древней Амарапуры была не столь завидна: город фактически был разобран на стройматериалы при строительстве железной дороги во времена британского колониального правления.
Что интересно, одну из ключевых ролей в истории с переносом столицы из «алмазного города» Ава в Амарапуру сыграли… астрологи, чей авторитет во многих странах Юго-Восточной Азии весьма высок и поныне (например, даже в наше время при выборе места и времени основания новой столицы Мьянмы Нейпьидо военные власти страны активно консультировались с астрологами). За время царствования Бодопайи ему довелось многое пережить и со временем короля стала тяготить прежняя столица Ава. А тут еще астрологи очень кстати подтвердили, что «резерв счастья» этого города полностью исчерпан. И тогда король решил построить новую столицу – город Амарапура.
Будучи в Амарапуре, рекомендую дождаться там заката: зрелище моста У-Бейн на фоне заходящего солнца это едва ли не визитная карточка Амарапуры и самый распространенный фотосюжет.
Закатом можно любоваться как с отмелей под мостом, так и со специальных лодок, во множестве появляющихся на озерной глади за полчаса до захода солнца.
Цену этого аттракциона я, к сожалению, не уточнил – ибо в мои планы катание на лодке не входило изначально.
Время до заката можно скоротать в одной из многочисленных кафешек, рассыпанных по побережью озера вблизи моста:
а можно просто погулять и полюбоваться на незамысловатый бирманский быт: не обращая особого внимания на суетливых западных туристов, крестьяне спокойно возделывают свои рисовые поля, рыбаки ловят рыбу, пацаны играют в футбол, а монахи и прихожане с умиротворенными лицами шествуют по мосту в храм.
А кое-кто незамысловато разводит туристов на деньги, предлагая за символическую плату выпустить «на счастье» птичку из клетки. Турист, желая купить себе счастье за доллар (или просто из гуманистических соображений) выпускает птицу и с чувством выполненного долга идет дальше, а птичка спустя время возвращается в клетку – она там живет.. Все довольны: и турист, и местный орнитолог, и птичка.
Кроме моста У-Бейн, в Амарапуре можно посетить известный монастырь Махагандайон, где желающие могут пообщаться с монахами, познакомиться с их жизнью и поучаствовать в традиционном ритуале дагбат (сбор монахами подаяния). Я все это уже проделал, будучи в городе Баго, так что решил вместо осмотра монастыря пораньше вернуться в Мандлай – тем более что за пару дней до поездки в Амарапуру я умудрился довольно сильно простудиться (в 35-градусную жару..) и все еще неважно себя чувствовал.
Как добраться до Амарапуры из Мандалая
На данный момент Амарапура является районом Мандалая (или, скорее, ближним пригородом). Теоретически, добраться до нее из Мандалая можно на поезде — но один кассир на вокзале мне сказал, что поездов нет, второй долго вспоминал и выдал, что есть-таки один поезд в 6:45 вечера.. Более я данный вопрос выяснять у них не стал. Гораздо проще сесть на рейсовый автобус на углу 31 и 84 улиц и за полчаса и 200 чат доехать до Амарапуры. Сама по себе поездка на местном бирманском автобусе — это аттракцион (не столь захватывающий, как в Индии, но все же). Также можно воспользоваться маршруткой — 1000 чат и те же полчаса. Такси мне предлагали за 12 долларов туда/обратно — думаю, при желании тут можно еще немного поторговаться.
Продолжение путешествия по Мьянме: Окрестности Мандалая: Мингун — «пагода, колокол, львы и озеро»
Еще статьи о Мьянме:
Моламьян, пещера Садан, гора Звегабин и пагода Кьяук Калап
Пин-у-Львин (Pyin Oo Lwin) — любимый город англичан
P.S. Подписывайтесь на канал Allmyworld.ru в Telegram, а также добавляйтесь в группы в Facebook www.facebook.com/allmyworld.ru и В Контакте vk.com/allmyworld.ru, чтобы следить за выходом новых статей о самостоятельных путешествиях по всему миру.
Красивого вам заката в Амарапуре!
Ваш Роман Мироненко