Мьянма: древняя столица город Пьи (Pyay)
Переезд из Янгона в Пьи
Утро пришлось посвятить покупке ж/д билета в Пьи (Pyay), что оказалось не так-то просто. Накануне вечером, сразу по приезду в Янгон из Баго, я предпринял первую попытку: дошел до железнодорожных касс, расположенных напротив Sakura Tower, где я неделей раньше покупал билет в Моламьян, в надежде сделать то же самое еще раз. Фигушки: оказалось, ж/д кассы там работают до 15:00, сказали прийти завтра в 8 утра..
Что посмотреть в
Янгоне
Пришел утром: говорят, билеты с отправлением в тот же день продаются непосредственно на вокзале, а то, что находится напротив Sakura Tower, это «кассы предварительного бронирования».. Интересно, зачем они нужны, если заранее билет на этот самый поезд мне там продавать отказались, сказали «приходите в день отправления»? Ладно, пошел на вокзал, подхожу к окошку кассы, описываю суть вопроса. Меня окидывают ленивым взглядом и машут рукой — дескать, тебе не сюда, а в другое окошко. Иду в другое — человек отрывается от заполнения каких-то очень важных бумажек и снова машет рукой — опять не сюда, опять в другое окошко. И так еще два раза. Наконец, я дошел-таки до окна, где сидел тот несчастный, кого остальные сделали «крайним» и ему, видимо, дальше некуда было меня послать — пришлось продавать билет.
Билет в ordinary class до города Пьи стоит 1950 чат (чуть больше полутора долларов), отправление один раз в день в 13:00.
Затем я на вокзале поменял еще 100 баксов (кстати, там оказался самый лучший курс, хотя курс в Мьянме везде почти одинаковый, особого смысла искать более «выгодные» обменники нет — в этом ее отличие от, например, Камбоджи) и пошел обратно в отель, по дороге прогулявшись по центральному рынку и прикупив там бирманских сувениров — магнитики и футболку. Цены там не то чтобы самые низкие, но очень богатый выбор.
О скорости движения бирманских поездов: судя по карте, расстояние между Янгоном и городом Пьи составляет 179 км, поезд его преодолел за 9 (!!!) часов, то есть средняя скорость составила около 20 км/ч — я на велосипеде быстрее езжу. Когда поезд разгоняется быстрее этой средней скорости, пассажиров начинает подбрасывать с сидений и они все ждут не дождутся, когда машинист перестанет «лихачить». В Пьи из поезда я вышел понурый, уставший, с отбитой об деревянное сиденье задницей. Судя по скорости движения поездов, бирманская железная дорога помнит еще Киплинга..
Пьи (Pyay) — один из древнейший городов Мьянмы. В 5-7 веках нашей эры на его месте располагалась Терикитара, столица цивилизации Шри Ксетра, от которой остались живописные руины и чью археологическую зону ЮНЕСКО в 2014 году внесла в свой список всемирного наследия. Кроме развалин Шри Ксетры, Пьи известен своей красивейшей пагодой Швесандо, построенной на холме в центре города. Во времена британского колониального правления город назывался Пром (Prome).
Достопримечательности Пьи: пагода Швесандо
Пагода Швесандо (Shwesandaw paya) была построена в 589 году до н.э. и известна хранящимися в ней четырьмя прядями волос Будды.
Зеди (ступа) этой пагоды на один метр выше, чем главная ступа янгонского Шведагона. Ступу венчают два навершия в виде зонтиков — так называемые «хти» — элемент, нечасто встречающийся у бирманских храмов.
Есть еще две башенки: та, что потолще и пониже сохранилась еще со времен, когда город Пьи назывался Мон. А вторая башенка (повыше и потоньше) была в 1754 году добавлена королем Алаунгпая как символ мира между его королевством и только что им завоеванным государством Мон. В юго-западном углу храмового комплекса находится Зал Священного зуба, где в специальном золотом колоколе хранится настоящий зуб Будды. Колокол открывают раз в год в ноябре, во время празднования полнолуния.
Мне пагода Швесандо очень понравилась, несмотря на то, что уже в голове «каша» из многочисленных бирманских пагод. Но Швесандо выглядит довольно необычно и выделяется среди красивых, но зачастую довольно однообразных бирманских храмов и пагод.
Достопримечательности Пьи: археологическая зона Шри Ксетра
Шри Ксетра (Sri Ksetra) это памятник цивилизации Pyu — как считается, более древней, чем цивилизации Багана и Мраук У (Mrauk U), археологи датируют город между 5 и 9 веками, расположена примерно в семи километрах к востоку от Пьи.
Что касается Sri Ksetra: чтобы оценить все величие этого археологического памятника, надо быть большим знатоком истории Мьянмы и населявших ее народов и племен. Я, к сожалению, этими знаниями не обладаю и для меня большинство ее уникальных памятников остались не более чем однообразными кирпичными зданиями и пагодами. А на взгляд неспециалиста, оно все может и древнее, и очень для человечества ценное — но визуально не особо красивое. Но тут, конечно все индивидуально — может быть, любители древностей от этих кирпичных домиков будут в глубочайшем экстазе — как та ЮНЕСКО.
Схема Sri Ksetra:
На территории археологической зоны расположены несколько живописных деревень:
Достопримечательности Пьи: Akauk Taung (Customs Hill)
Еще одна яркая достопримечательность расположена в нескольких километрах к юго-западу от города Пьи — это вырезанные на высоком и обрывистом берегу реки реки Иравади изображения Будды:
Переезд из Пьи в Баган
Расстояние от Пьи до Багана — 250 км. Вроде бы не так много, но в Мьянме преодоление и этого расстояния может превратиться в непростой ребус. Железная дорога есть, но на ж/д вокзале выяснилось, что поезда между этими городами не ходят. Никакие, вообще. А на автовокзале узнал, что есть только один автобус- отправление в 5 вечера, прибытие в 4 утра на следующий день.. Причем сегодня поедет относительно нормальный междугородний автобус, а завтра — «местный», по виду на нем еще японцы из Бирмы в 45-м отступали. Осмотрев его, я понял, что 11 часов по бирманским дорогам я в нем не переживу, а если и переживу, то после этого мне будет глубоко похер на Баган в частности и на Мьянму в целом.
Именно из-за привычки жевать бетель улыбка многих бирманцев похожа на оскал Дракулы — если жевать регулярно, то разрушаются и выпадают зубы (а оставшиеся торчат в разные стороны как противотанковые ежи), а слюна приобретает кроваво-красный цвет.
В итоге, из-за ситуации с автобусами пришлось на ходу менять планы: плевать на уже оплаченную вторую ночь в отеле в Пьи и ехать в Баган на день раньше.
Итак, в 5 вечера на междугороднем автобусе я отправился в Баган, цена билета на «приличный» автобус — 14000 чат, на неприличный «местный» — 12000.
Уж не знаю, каково ездить по Бирме на «местном» автобусе, а «междугородний» из-за качества асфальта всю дорогу мелко трясся как паралитик. К тому же, до 10 вечера в автобусе крутили какие-то бирманские сериалы по телевизору — меня с непривычки (телевизор я не смотрю, дома его вообще нет) это слегка раздражало.
Продолжение путешествия по Мьянме: Баган, город двух тысяч храмов
Еще статьи о Мьянме:
Моламьян, пещера Садан, гора Звегабин и пагода Кьяук Калап
Мингун: «пагода, колокол, львы и озеро»
P.S. Подписывайтесь на канал Allmyworld.ru в Telegram, а также добавляйтесь в группы в Facebook www.facebook.com/allmyworld.ru и В Контакте vk.com/allmyworld.ru, чтобы следить за выходом новых статей о самостоятельных путешествиях по всему миру.
Незабываемого вам путешествия по Мьянме!
Ваш Роман Мироненко