Северная Аргентина: город Сальта
Рассказ-путеводитель по Сальте — одному из самых красивых и «атмосферных» городов северной Аргентины. Описание, немного истории, фото, как добраться.
Слово «сальта» на языке индейцев диагита означает «красивый» – и город вполне оправдывает это название-эпитет, особенно в окрестностях центральной площади – Plaza 9 de Julio. Именно в этом месте в 1582 году испанские конкистадоры основали сторожевой пост, чтобы контролировать стратегически важные подходы с окружающих равнин. Место, окруженное природными рвами с водой (позднее их засыпали при формировании городского Микроцентра) оказалось очень выигрышным и впоследствии небольшой форпост превратился в город — и наиболее красивые здания колониальной эпохи расположены на самой площади 9 июля и в ее ближайших окрестностях:
В северной части площади возвышается кафедральный собор (Iglesia Catedral):
Собор был возведен в 1882 году в неоготическом стиле в честь трехсотлетия города итальянскими зодчими.
Помимо собора, в историческом центре достойны внимания здание городского муниципалитета (Cabildo de Salta), расположенное в южной части площади 9 июля, а также церковь и монастырь Святого Франциска.
Самая известная достопримечательность Сальты — монастырь Святого Франциска (Iglesia y Convento San Francicso) — считается одним из лучших образцов неоклассической колониальной архитектуры в Аргентине. Интересно то, что здание, по сути, строилось по частям в разное время — само здание возвели в XVIII веке, а фасад с надписями на латыни и атриум были завершены лишь в 1870 году итальянцем Луиджи Джоржи — однако результат этих усилий выглядит очень гармонично и цельно.
Тем, кто интересуется жизнью коренного населения Америки, будет интересно зайти в археологический музей «Альта-монтанья-де-Сальта», расположенный по адресу Mitre, 77. Он считается одним из лучших в стране музеев, посвященных культуре индейцев, живших высоко в горах. Одним из наиболее известных экспонатов музея являются мумии «детей Льюльяйльяко» — они были обнаружены в 1999 году недалеко от вершины вулкана Льюльяйльяко (Llullaillaco), самой высокой горы в провинции Сальта. По мнению ученых, этих детей инки принесли в жертву будущему урожаю маиса (кукурузы) в XV веке, еще до испанской конкисты Южной Америки и, благодаря естественной мумификации в условиях высокогорья, их тела остались почти неповрежденными. Конечно, можно ужасаться варварству индейцев, но не стоит забывать, что «цивилизованные» испанцы затем без каких-либо сомнений «принесли в жертву» львиную долю коренного населения континента.
Недалеко от площади 9 июля разбит очень приятный парк, в центре которого возвышается памятник одному из тех конкистадоров:
Еще одной интересной достопримечательностью Сальты является доминирующий над городом холм, а точнее, ведущая на его вершину канатная дорога.
Фонтан на вершине холма:
Наверх я решил доехать на канатке, а обратно пошел пешком — дорога вниз заняла минут сорок.
Еще одной достопримечательностью Сальты является знаменитая железная дорога Tren a las Nubes («Дорога к облакам») — правда, лично у меня с ней связаны лишь негативные впечатления, но о них ниже.
Эта железнодорожная ветка, разработанная американским инженером Ричардом Фонтейном Мори, соединяет север Аргентины с горнорудными районами Чили. Будучи запущенной в 1948 году, свой нынешний туристический облик она обрела лишь в 1970-х. Поезд отправляется с вокзала Хенераль Бельграно (General Belgrano Station) и за 15 часов проезжает 450 км по круговому маршруту, содержащему 29 мостов и 13 виадуков. Самый высокий виадук — Польворилья — расположен на высоте 4220 метров над уровнем моря и поезд на этом участке движется в облаках или выше них, так что название «дорога к облакам» ни в коей мере не является преувеличением.
Теперь позволю себе описать свою попытку прокатиться на этом аттракционе — к сожалению, неудачную.
За пару месяцев до своей первой поездки в Южную Америку (случившейся осенью 2014 года) я на сайте компании-оператора trenalasnubes.com.ar оплатил билет на поезд Tren a las nubes (весьма недешевый, кстати — 140 долларов), однако через месяц после покупки сайт перестал функционировать и там разместили сообщение, что в силу некоего форс-мажора поезд Tren a las nubes перестал принимать пассажиров. За оставшееся время до поездки ситуация не исправилась и по приезду в Сальту основным моим занятием стали попытки вернуть свои деньги — ибо сделать это через сайт оказалось невозможно, никакой контактной информации там не было — только страница с вышеупомянутым сообщением. После распросов местного населения расследование привело меня в местную Oficina del Turismo, где меня попросили написать на испанском заявление на возврат средств, пообещав оказать всевозможное содействие в этом вопросе. Затем в течение полугода мне в электронную почту периодически приходили сообщения, что «дело движется», но этим все и ограничилось. На мои же письма никаких ответов не было и деньги мне так никто и не вернул. Вот такой неприятный опыт.
Как добраться до центра Сальты из местного аэропорта: самый бюджетный вариант – микроавтобус до города, время в пути 30 минут, билеты продаются в зале прилета.
Что касается погоды в Сальте, то, прилетев туда в сентябре из Буэнос-Айреса, я попал в лето. Днем по ощущениям было градусов 27 — в то время как в Буэносе в это время было достаточно прохладно. Сальта расположена ощутимо севернее столицы и ближе к экватору, что означает более жаркий климат.
Переезд Сальта — Сан-Мигель-де-Тукуман. Билет на автобус до Тукумана был куплен заранее на сайте plataforma10.com, что, конечно же, удобно, но в реалиях Аргентины оказалось не очень выгодно — ибо с карточки песо списывают по официальному заниженному курсу (8,5 за 1 доллар на сентябрь 2014). Лучше покупать билеты на месте и расплачиваться наличными песо, обменянными по «серому» курсу 14,5 за доллар. Правда, я не уверен, что такие обменники легко найти в небольших городах Аргентины, так что лучше нужную сумму поменять в Буэнос-Айресе (если маршрут путешествия начинается с него).
Ровно в 9:00 автобус выехал из Сальты и через 4 с половиной часа я уже был в городке Сан-Мигель-де-Тукуман. В дороге познакомился с группой аргентинок средних лет, которые путешествовали из Буэнос-Айреса куда-то в горы, они угостили меня чашкой мате из своего дорожного термоса, прочитав о нем небольшую лекцию. Вообще, аргентинцы постоянно хотят меня чем-то угостить: дама, с которой я ехал в Буэнос-Айрес из аэропорта Писторини, предложила шоколадку, теперь вот мате. Годом ранее в Германии ситуация была другой: сначала, стоило мне задремать, у меня сперли початый пакет сока в поезде, а потом еще вытащили 20 евро из халата в сауне.. Видимо уровень благосостояния как-то искаженно влияет на порядочность и доброжелательность.
В пути вооруженные патрули дважды проверяли у пассажиров документы — не знаю, в чем причина этой бдительности.
Полезные статьи об Аргентине:
Северная Аргентина: Сан-Мигель-де-Тукуман
Аргентинские Анды: город Мендоса, Аконкагуа и переезд в Чили
Аргентинская Патагония: Эль-Чальтен, озеро Торре и гора Фицрой (много фото!)
Мате: правила заваривания, употребления и немного истории
P.S. Подписывайтесь на канал Allmyworld.ru в Telegram, а также добавляйтесь в группы в Facebook www.facebook.com/allmyworld.ru и В Контакте vk.com/allmyworld.ru, чтобы следить за выходом новых статей о самостоятельных путешествиях по всему миру.
Незабываемого вам путешествия по Аргентине!
Ваш Роман Мироненко