Статья и «инструкция по эксплуатации» международного аэропорта Бейрута Рафик Харири: паспортный контроль, получение багажа, цены, такси до города.

Так как в этом славном месте я провел свою первую ливанскую ночь, я счел его достойным отдельной статьи. Итак:

Аэропорт Бейрута, ливанская виза и паспортный контроль

Сразу о главном: гражданам РФ получать заранее визу Ливана не нужно, если не планируется пребывание в Ливане с туристическими целями дольше одного месяца. Для предоставления на границе понадобятся загранпаспорт, миграционная карта, а также бронь отеля или туристический ваучер.

Перед поездкой доводилось слышать мнения о сугубой неторопливости ливанских пограничников (например, один товарищ очередь из 20 человек стоял полтора часа). Возможно, так оно и есть, но я, прилетев Бейрут в пол-второго ночи, никаких особых очередей на паспортном контроле не обнаружил. Совет: граждане РФ и многих прочих стран для попадания на территорию Ливана должны заполнить иммиграционную декларацию. Большинство делает это так: сначала отстаивает очередь к пограничнику, тот заворачивает незадачливого соискателя ливанского штампа к столу с чистыми бланками деклараций, там декларация заполняется и имеет место еще одна очередь к пограничнику. Гораздо разумнее с точки зрения экономии времени сразу взять три-четыре чистых бланка и заполнить декларацию, уже стоя в очереди к пограничнику.

Если вы являетесь счастливым обладателем загранпаспорта с израильским въездным штампом, то даже не стоит мечтать попасть с этим паспортом в Ливан. Для пограничника вы сразу станете воплощением вселенского зла и агентом мирового сионизма — пристрелить, конечно, не пристрелит, но вместо Бейрута с Баальбеком вам достанутся от «мертвого осла уши» — большие и грязные. Так что, если вам посчастливилось побывать в Израиле, и после этого вы воспылали желанием попасть в Ливан/Иран и прочие дружественные «сынам израилевым» страны, заведите себе второй загранпаспорт (с недавних пор эта опция стала вполне официально доступна россиянам) и катайтесь в вышеупомянутые страны уже с ним. Кстати, в зеркальной ситуации (въезд в Израиль со штампом Ливана) израильтяне ведут себя разумнее: в страну пускают (за редким исключением) — но перед этим устраивают долгую и изнурительную говнотерку, пытаясь выяснить истинные мотивы ваших предшествующих визитов в исламские страны. Завершая тему декларации: при выезде из Ливана нужно заполнить еще одну. Вопросы все те же самые, но на столах категорически нет авторучек; и местный персонал с ними тоже помогать не желает — так что очень разумно иметь с собой свою.

Один из встречающих:

Ливан аэропорт Бейрута фото

Аэропорт Бейрута, получение багажа

Учитывая возможные долгие очереди на паспортный контроль, вполне может случиться так, что, когда вы получите-таки добро на вход в Ливан, информация на табло относительно ленты с вашим багажом уже поменяется. В этой ситуации лучше всего поймать кого-нибудь из местного персонала (желательно в какой-нибудь солидной униформе) и вежливо поинтересоваться, где же теперь искать свой чемоданчик. Если носитель униформы не поможет сам, то покажет того, кто сможет проясните ситуацию. Я прилетел в Бейрут с одной лишь ручной кладью (кстати, рекомендую этот вариант — изрядно облегчает жизнь во многих travel-ситуациях), но видел группу пассажиров, некоторое время безуспешно искавшую свой багаж — им помог именно некий официальный работник аэропорта.

Аэропорт Бейрута, цены

Именно глядя на ценники в аэропортовых харчевнях, я понял, почему Бейрут называют «Ближневосточным Парижем». Проиллюстрирую на примере стаканчика кофе:  чашка эспрессо, например, стоит там дороже, чем в аэропорту кипрской Ларнаки: 3,5$ против 2,5$ (в городе она же стоит 1000 ливров (0,75$)). Кстати, в дальнейшем чашка изумительного восточного кофе в центре Триполи мне обходилась в 250 ливров против 5000, что хотят за гадкий машинный эспрессо в аэропорту Рафик Харири — разница в цене в 20 раз, не говоря уже о качестве. Разница в ценах на все остальное примерно такая же: в среднем в пять раз дороже относительно центра Бейрута. Когда мне надо было улетать из Бейрута в Ларнаку, я, будучи уже опытным, заранее купил себе в городе пиццу на вынос и бутылку воды.

Аэропорт Бейрута, такси

Вообще, ливанцы мне не показались склонными к обману туриста-иностранца, скорее наоборот. Но за одним исключением — таксисты в аэропорту Бейрута. В принципе, таксисты во всех странах это особая порода людей, а в залах прилета всех аэропортов мира они еще более «породистые», чем в целом по популяции. Особенно неадекватны они становятся при отсутствии прочих возможностей добраться до города. В аэропорту Бейрута именно такая ситуация: нормальных автобусов между аэропортом Рафик Харири и городом Бейрут нет в принципе, чем таксисты стараются воспользоваться. Но чем мне нравятся страны типа Ливана — из любого неприятного правила там всегда есть масса исключений, стоит лишь поглубже копнуть. Рассказываю, где копать:

Вариант первый: Услышав от таксиста в зале прилета цену в 25 долларов (хотя мне, ввиду ночного времени, сперва заломили все 35$), вежливо улыбаясь, послать таксиста околачивать ливанские кедры, подняться этажом выше, в зону вылета, и там договориться с любым только что приехавшим таксистом за реальную цену в 20000 ливров (около 13$).

Вариант второй: Так как путешествие у меня очень бюджетное (забегая вперед, за все время в Ливане я потратил около 200$, осмотрев при этом большую часть страны), то поездки на такси меня не устраивают в принципе. Дорого это, да и неспортивно. Лично мне удалось из аэропорта до города Бейрут добраться за 2000 ливров (чуть больше одного доллара). Как так вышло — ниже привожу небольшой рассказ о моем прилете в Бейрут и дороге в город:

…Лететь от Ларнаки до Бейрута оказалось около получаса — я даже не успел задремать. По прилету пришлось заполнить иммиграционную форму и показать ее симпатичной ливанской пограничнице: оказывается, если с арабских женщин снять все их покрывала, там очень даже есть на что взглянуть (кстати, в дальнейшем это первое впечатление лишь окрепло). Визу мне дали легко и непринужденно — все собеседование свелось к дежурному вопросу «был ли я в Израиле». Я честно сказал «нет», и был отпущен восвояси. А «своясей» у меня особо и не было: в зале прилета я был атакован таксистами, которые сначала заломили цену в 35 баксов до центра Бейрута, а затем без каких-либо усилий с моей стороны цена упала до 25$. Причем я вообще не торговался, а просто молча и печально смотрел на таксистов, пока они с восточным красноречием рекламировали свои услуги и покладисто снижали цену — ибо ехать мне было некуда. Не было у меня на эту ночь забронировано никакого ночлега в Бейруте. Моя койка в хостеле ждала меня не раньше полудня и до этого времени у меня не было никакого резона там появляться. Рассудив, что в теплом и уютном аэропорту Рафик Харири мне будет комфортней, чем в незнакомом ночном Бейруте, я удобно устроился в какой-то кафешке и распаковал пачку лукума, купленную за пару дней до этого в турецкой части столицы Кипра Никосии — на часах было полтретьего ночи, до рассвета еще часов пять, надо было подкрепиться. В книжном киоске купил подробную карту Бейрута — ну нет у меня менталитета на такси из аэропортов ездить — раз нет автобусов, попробую дойти пешком, благо компактность и вес багажа это позволяет; все сотрудники аэропорта в один голос уверяли меня, что до города можно добраться только на такси, автобусов никаких нет. Судя по карте, расстояние от аэропорта до моего хостела выходило километров десять — немало, но и не запредельно. Я решил, что в крайнем случае, дойду до южного автовокзала Кола, а там возьму такси — явно дешевле будет, чем из аэропорта. Карта, кстати, обошлась мне в 12 долларов; судя по ценам в аэропорту Бейрута Ливан — это очень богатая страна.

Вот на этих сиденьях я проспал до 9 утра:

Ливан аэропорт Бейрута фото

Это был мой первый опыт ночевки в аэропорту — в принципе, ничего страшного; есть лишь один серьезный минус: из-за шпарящих кондиционеров спать было очень холодно. Под утро я нацепил на себя все теплые вещи — и флисовую кофту, и даже легкий пуховичок. В девять утра проснулся относительно бодрый и пошел, как и планировал, «пешком в Бейрут». Но уйти мне не удалось лишь метров на триста от здания аэропорта: там я обнаружил старенькую обшарпанную маршрутку, водитель которой по имени Зиад с радостью согласился отвезти меня до моей улицы Шарль Хелу за вполне разумные 2000 ливанских ливров (чуть больше одного доллара). Впоследствии, глядя на самобытные бейрутские дороги, я решил, что, пожалуй, все же погорячился с желанием дойти до города пешком. То есть расстояние там не проблема, проблема — безумный «арабский» трафик, отсутствие тротуаров или (если они есть) их загроможденность всяким барахлом, мусором и припаркованными машинами. По дороге водила маршрутки угостил меня кофе у своего друга вот в такой придорожной кафешке (извиняюсь за качество фото, снимать пришлось из машины против солнца — выйти на улицу и снять нормально не мог, этот район Бейрута считается «вотчиной» Хезболлы и тамошнее население очень не одобряет попытки фотографирования):

Ливан аэропорт Бейрута фото

Пока пили, Зиад показал мне фотки в своем мобильнике: на них улыбчивый продавец кофе был в хаки, с густой бородой и автоматом, под знаменем «Хезболлы». Портреты лидера этой организации шейха Насраллы висят вдоль всей дороги от аэропорта до центра города; когда Зиад узнал, что я русский, то разразился прочувствованной хвалебной речью в адрес России и Путина, сам он оказался сирийцем и крайне одобрительно воспринимал политику России в его родной стране.

…Дорога обратно до аэропорта из Бейрута по окончании моего ливанского путешествия вышла такая: минибасы в десять вечера уже не ходили — я впустую прождал минут пятнадцать и пошел пешком в сторону аэропорта, катя свой «мешок на колесах». Буквально через минуту рядом со мной притормозило такси-сервис (в нем уже сидела пара пассажиров) и предложил довезти меня до аэропорта вместе с ними да вполне гуманные 5000 ливров (около 3 долларов). По дороге познакомился с одной из тех пассажиров: это оказалась гречанка по крови, но рожденная в украинском Харькове, живет сейчас в Дубае, а семья у нее половина на Украине, а половина в Сирии… Она преуспевающий врач-офтальмолог, и когда я ей сказал, что за все время в Ливане потратил около 200 долларов, долго не могла уложить это в голове, ибо привыкла к совсем другим порядкам цен и расходов.

P.S. Подписывайтесь на канал Allmyworld.ru в Telegram, а также добавляйтесь в группы в Facebook www.facebook.com/allmyworld.ru и В Контакте vk.com/allmyworld.ru, чтобы следить за выходом новых статей о самостоятельных путешествиях по всему миру.

Приятных вам впечатлений от аэропорта Бейрута!
Ваш Роман Мироненко