Что посмотреть в Риме: Ватикан и замок Святого Ангела
Рассказ о знаковых достопримечательностях Рима — Ватикане, колоритном квартале Борго и замке Святого Ангела. История, как добраться, полезные ссылки.
Ватикан — самое маленькое государство в мире: участок площадью 44 гектара (1 045 на 850 метров) в западной части Рима, за собором Святого Петра, плюс летняя папская резиденция в Кастель-Гандольфо. Постоянных жителей в 2003 году насчитывалось 911; около 110 из них служили в швейцарской гвардии, примерно 400 имели ватиканское гражданство.
При этом в Ватикане имеются: собственный флаг (белый c желтым и перекрещенными ключами), деньги (раньше это была ватиканская лира, теперь — евро), на оборотной стороне монет изображен профиль папы Иоанна Павла II. Есть вертолетная площадка, вокзал и 862 метра железных дорог, не говоря уж об огромном количестве сокровищ искусства, хранящихся в ватиканских музеях.
Управляет Ватиканом римский папа, избираемый конклавом из 120 кардиналов. функции правительства при нем играет Римская курия, а административными делами управляет кардинальская комиссия.
Удивительно, но в богоугодном Ватикане чуть ли не самый высокий в мире уровень преступности. Правда, виноваты в нем не престарелые кардиналы и их швейцарские «головорезы»-гвардейцы, а растяпы-туристы. Почти 100% преступлений — уличные кражи; разомлевший от жары турист, стиснутый в толпе в соборе Святого Петра или на площади перед ним — прекрасная добыча для карманника.
Площадь Святого Петра и улица Кончилацьоне
Попадая на площадь Святого Петра со стороны улицы Кончилацьоне, очень немногие из них обращают внимание на тонкую белую линию. Обычно ее переходят и не замечают, а это, между прочим, государственная граница – сразу за ней простирается Ватикан, во все свои 44 гектара.
С других сторон все выглядит более убедительно: по периметру крошечное государство обнесено внушительной крепостной стеной, которую папа Лев VI повелел возвести в девятом веке ради защиты от осаждавших папский престол пилигримов и варваров – последние регулярно совершали набеги на Рим и, уж заодно, на Ватикан.
До 1870 года, когда пап лишили-таки светской власти, их государство было много больше: в какой-то момент оно занимало большую часть Апеннинского полуострова. Но когда гарибальдийцы вошли в Рим и заняли Квиринальский дворец, тогдашний понтифик Пий IX обиделся и объявил себя «ватиканским узником» — и вплоть до эпохи Муссолини папы в Ватикане и светские власти в остальной Италии не могли договориться о принципах «мирного сосуществования».
И только в 1929 году были подписаны так называемые Латеранские соглашения, по которым король признавал духовную власть папы и его суверенную власть в Ватикане, а также выделял на содержание понтифика весьма немаленькую сумму из государственной казны в качестве компенсации за утраченные территории. Папа, в свою очередь, признавал короля и обязывался не препятствовать построению в Италии светского государства. Когда это случилось, итальянцы вздохнули с облегчением — все-таки негоже в центре католического мира папу обижать — и в честь долгожданного события прямо по средневековому кварталу была проложена улица Кончилиацьоне (Via della Conciliazione) – улица Примирения, ведущая от замка Святого Ангела прямо к площади Святого Петра.
Колоннада Бернини, являющаяся одной из самых копируемых достопримечательностей Рима (в частности, ее с некоторыми девиациями воспроизвели в Казанском соборе Санкт-Петербурга), должна была решать довольно сложную задачу: надо было сохранить старый вход в папский дворец (он находился к северу от соборного портика) и площадку непосредственно перед входом в базилику, да еще и не загораживать вид места, откуда папа благословлял паству — дворцовое окно и балкон над центральным входом в базилику.
Считается, что получившаяся в результате полусфера символизирует объятия веры, в которые попадает всякий, кто решит подойти к главной католической святыне. Не обошлось и без оптических эффектов. Если подойти к отмечающему центр площади обелиску и встать на один из расположенных слева или справа от него белых мраморных кругов, окажется, что все ряды колонн слились в один: колоннада отсюда выглядит практически плоской.
Бернини придумал и главную лестницу (Scala Regia) под сияющим голубым сводом, которую всегда охраняет парочка гвардейцев в пестрой форме, — она ведет во внутренние покои Ватикана. Трюк Бернини заключается в том, что на самом деле она много ниже, чем кажется, просто каждая ступенька немного короче предыдущей.
Фигуры в сказочных полосатых костюмах – их фасон и расцветку придумал не кто-нибудь, а сам Микеланджело.
Придумал, видимо, в шутку — однако шутку восприняли всерьез и теперь серьезные швейцарские мужчины красуются в таком виде вот уже пять веков – а именно с 1506 года, когда папа Юлий II, вконец утеряв доверие к соотечественникам, выписал себе охранников из Швейцарии.
Маневр Юлия понравился его последователям, и со временем это превратилось в незыблемый обычай: папские гвардейцы набираются исключительно в Швейцарии, причем только в ее католических кантонах, все они должны быть католического вероисповедания, атлетического телосложения и молчаливого нрава: разговаривать, стоя на посту, строго-настрого запрещено. Многие туристы, зная о запрете, намеренно пытаются «разговорить» гвардейцев – безуспешно.
Cобор Святого Петра
Многие считают этот храм главной достопримечательностью не только Рима, а вообще всей Италии. Первую базилику на предположительном месте смерти апостола Петра поставил император Константин примерно в 320 году. Сооружение уже тогда получилось огромное: 64 на 119 метров. Дело в том, что многие христианские праведники желали быть погребенными рядом со своим апостолом, поэтому храму приходилось служить заодно и кладбищем.
Впрочем, от первого здания почти ничего не сохранилось, кроме разве что мощей. К XV веку та базилика одряхлела настолько, что стало ясно: каким бы святотатством не казалось разрушение главного храма католического мира, его-таки придется сносить и строить на его месте новое здание.
Рискованное решение принял все тот же Юлий II, кому Ватикан обязан своей швейцарской гвардией — тот понтифик вообще отличался решительностью – и, назначив Браманте главным зодчим, в 1506 году инициировал начало реконструкции. За полтора столетия, в течение которых строили нынешний собор Святого Петра, в его создании успели поучаствовать едва ли не все основные архитекторы итальянского Возрождения.
По изначальному проекту Браманте храм должен был быть в форме греческого равностороннего креста, однако после смерти архитектора в создании собора началась демократия – сначала Рафаэль, занявший место Браманте у руля, предложил вытянуть здание в длину и превратить греческий крест в латинский.
Но Рафаэль умер, и споры о том, надо ли это делать, не утихали еще долго после его смерти. Затем сменивший Рафаэля Антонио да Сангалло-Младший решил, что для улучшения пропорций здания имеет смысл приподнять пол – таким образом образовались ватиканские Священные гроты (Grotte Vaticane), которые в настоящее время служат реликварием и хранилищем того, что осталось от древней базилики.
После Сангалло эстафета дошла до Микеланджело, который раскритиковал всех своих предшественников и вернул к жизни первоначальный проект Браманте – изменениям подвергся только купол и столбы под ним. Однако и версия Микеланджело оказалась не окончательной – в дальнейшем проект серьезно видоизменили Виньола и Джакомо делла Порта; фасад доделывал Карло Модерно уже в начале 17-го века, а грандиозную площадь перед собором спустя еще двадцать лет достраивал Бернини.
Художественных шедевров, собранных внутри собора Святого Петра, хватило бы не на одну серьезную музейную коллекцию, и все же самое основное внимание привлекает к себе одна скульптура, расположенная справа от входа если стоять лицом к алтарю — Пьета, вытесанная 23-летним Микеланджело по заказу французского посла.
Это единственная работа, которую скульптор подписал: вырезал свое имя на ленте, идущей у Мадонны через плечо.
Борго и замок Святого Ангела
Квартал Борго — одно из мест, которые обязательно нужно посмотреть в Риме в окрестностях собора Святого Петра. Обычай совершать паломничество в Рим и там молиться на могилах апостолов распространился еще в Византийской империи. Многие из пилигримов, добравшись, так и оставались в Риме: во-первых, считалось, что если умереть в непосредственной близости от святых мощей, то путь на небо будет гораздо короче (примерно также рассуждают современные индусы, отправляясь умирать в Варанаси – хотя они претендуют таким образом не на небесные чертоги, а на прекращение цепи реинкарнаций), а во-вторых, что тоже немаловажно — обратный путь был нелегок, неблизок и недешев. И многие из этих паломников селились вокруг базилики Святого Петра — так и образовался квартал Борго (Borgo).
Если повернуть с Кончилиацьоне влево, то рано или поздно — мимо старинной церкви Санто-Спирито-ин-Сассиа (Santo Spirito in Sassia), основанной саксонскими (отсюда Sassia) пилигримами — путь выведет к Яникулу. Справа же будет стена, по которой проходил тайный коридор (Passetto), соединявший Ватиканский дворец с крепостью, где понтифики предпочитали пересиживать разнообразные кризисы и неприятности. Именно по этому коридору некогда бежал переодетый Климент VII, когда Рим в 1527 году захватили ландскнехты-протестанты короля Карла V.
Крепость эта известна под именем замок Святого Ангела (Castel Sant Angelo) и внешне является одной из самых невзрачных достопримечательностей Рима — но, благодаря «Ангелам и Демонам» Дэна Брауна, одной из самых популярных. По первоначальному проекту замок должен был стать мавзолеем императора Адриана – и о том, каким он должен был бы быть, если бы его завершили, можно судить по развалинам мавзолея Августа: огромный цилиндр с коническим холмом на вершине.
Но еще до окончательного падения Западной Римской империи недостроенный мавзолей превратился в один из бастионов оборонительной «стены Аврелия» и успел поучаствовать во всех последующих осадах города. В перерывах между осадами замок служил папской тюрьмой и в этом качестве приобрел весьма недобрую славу.
Известно, что сбежать оттуда удалось лишь одному человеку — скульптору, ювелиру, живописцу, воину, музыканту и авантюристу из Флоренции Бенвенуто Челлини, одним фактом своего побега обеспечившему себе такую славу, которая и не снилась бы ювелиру и скульптору. Его биография подвигла Александра Дюма-отца на написание романа «Асканио», а композитора Эмилио Боццано – на создание оперы «Бенвенуто Челлини» по мотивам биографии флорентийца.
Статуя Ангела, установленная на верхушке замка — уже шестая: предыдущие изваяния пали жертвой молний и дефицита хорошего металла для изготовления оружия. А самый первый ангел был установлен «благодаря» свирепствовавшей в городе чуме; ради прекращения мора тогдашний понтифик организовал крестный ход по всему городу, и внезапно над Мавзолеем явилась фигура архангела Михаила, вкладывавшего меч в ножны. Видение было истолковано как знак скорейшего прекращения эпидемии — а замок немедленно переименовали в честь видения.
P.S. Подписывайтесь на канал Allmyworld.ru в Telegram, а также добавляйтесь в группы в Facebook www.facebook.com/allmyworld.ru и В Контакте vk.com/allmyworld.ru, чтобы следить за выходом новых статей о самостоятельных путешествиях по всему миру.
Интересных вам прогулок по Риму!
Ваш Роман Мироненко