В Эстонию на машине из Москвы
Содержание статьи:
По какой дороге ехать?
Дорога от Москвы до Великого Новгорода
В Эстонию на машине из Москвы — питание в пути
Ремонтируемые участки дороги
Скоростной режим
Ночевка в Великом Новгороде (фото ночного города)
Дорога от Великого Новгорода до российско-эстонской границы
Дорога от российско-эстонской границы до Таллина через Тарту
По какой дороге ехать?
Выбор трассы определяется в первую очередь тем, где вы собираетесь проходить российско-эстонскую границу. В настоящее время для проезда на личном автомобиле открыты три пункта перехода границы: Ивангород — Нарва, Куничина Гора — Койдула и Шумилкино — Лухамаа. Если стоит цель добраться от Москвы до Таллина по максимально короткому маршруту, то имеет смысл ехать по Ленинградке (М10) через Великий Новгород и далее на пункт пропуска Ивангород — Нарва.
Если же есть желание избавить себя от изнурительного стояния в очереди на границе (а летом в Нарве вполне реально потерять в очереди часов семь-восемь), то лучше запланировать переход границы в пунктах пропуска в Койдуле или Лухамаа. Эти два пункта пропуска находятся в юго-восточной Эстонии довольно близко друг от друга и дорога к ним из Москвы лежит через Псков – так что в этом случае разумно сразу ехать по трассе (М9) до Великих Лук, и далее до Пскова.
Кроме того, через пункт Шумилкино — Лухамаа в силу его географического расположения удобно ехать из Питера в Ригу и вообще в южную Прибалтику. По загруженности границы: судя по личному опыту, информации из интернета и отзывам бывалых, Ивангород — Нарва является самым загруженным пунктом перехода российско-эстонской границы – через него едут в Прибалтику большинство жителей Санкт-Петербурга и его окрестностей; второе и третье места с большим отрывом делят пункты Койдула и Лухамаа (ситуация на них изменчива, так что сложно сказать, какой из этих двух пунктов более загружен).
В этой статье я опишу смешанный вариант дороги в Эстонию на машине из Москвы: сначала я доехал до Великого Новгорода – то есть двигался в направлении Нарвы (просто хотелось посмотреть сам Новгород), а уже после него свернул на юго-запад в направлении Пскова с мыслью проходить границу в пунктах Куничина Гора — Койдула или Шумилкино — Лухамаа как менее загруженных.
Где конкретно проходить границу, я планировал решить на месте: если в Койдуле случится большая очередь, оттуда можно минут за сорок доехать до Шумилкино — Лухамаа и попытать счастья там. Забегая вперед, все получилось не так сложно – я сразу доехал до пункта в Лухамаа и благополучно перешел там российско-эстонскую границу, потратив на обе проверки – у россиян и эстонцев — около полутора часов, что для середины лета очень немного.
Итак,
В Эстонию на машине: дорога от Москвы до Великого Новгорода
В какой день лучше отправляться в путь: летом, в разгар дачного сезона, естественно, лучше ехать в воскресенье или любой будний день, кроме пятницы. Пятница и суббота — это самые неподходящие варианты для езды по Ленинградке из Москвы. Соответственно, обратно в Москву лучше не ехать в воскресенье вечером и в понедельник утром — по той же причине.
Цены на бензин по дороге до Великого Новгорода: в пределах Московской области самый дешевый бензин из приличных заправок у “Татнефти”, затем идут ТНК, “Роснефть”, и самый дорогой бензин у “ЛУКОЙЛа” и “Шелл”.
Качество дорожного покрытия на Ленинградке в пределах Московской области в принципе хорошее: как правило, это двух- или трехполосная в каждом направлении дорога с относительно новым асфальтом, из минусов могу упомянуть лишь то, что проходит она (в отличие от, например, трассы М4 «Дон«) через деревни и города типа Солнечногорска и Клина — и по этой причине на трассе довольно много светофоров, что тормозит движение.
Из плюсов (по сравнению опять же с трассой “Дон”) — почти отсутствуют платные участки при вполне приличном качестве дорожного полотна. На своем пути до Великого Новгорода я обнаружил лишь два участка — на выезде из Москвы и в районе 250-го км (на первом цену не помню, не обратил внимания, а на втором цена была 200 рублей с легкового автомобиля), которые благополучно объехал по бесплатным альтернативным маршрутам.
При движении из Москвы после пересечения границы с Тверской областью дорога почти непрерывно идет через деревни, что замедляет движение, ибо на пути гроздьями висят камеры.
Ровно на середине пути от Москвы до Великого Новгорода находится Вышний Волочок, где можно отдохнуть, пообедать и при желании посетить этнографический комплекс “Терем Птицы Счастья”:
«Терем Птицы счастья»
Вот что пишут о нем на официальном сайте:
“Терем «Птицы Счастья» — придорожный комплекс, открытый предприятием «Торжокскими золотошвеями» в Год Культуры и 120-летия предприятия, в День семьи, любви и верности. Комплекс расположен в деревне Василево Торжокского района на 255 км трассы М 10 Москва — Санкт — Петербург. В его основе – музей «Государева дорога», магазин «Торжокских золотошвей» с сувенирной продукцией народных художественных промысслов России, фирменный магазин «Тизетта», кафе «Блины» с русской кухней, парковая зона с дизайнерскими деревянными фигурками.” По-моему, вполне достойное место, чтобы совершить там небольшой привал.
В Эстонию на машине из Москвы — питание в пути
В районе Завидово вдоль дороги стоит очень много лоточников со всякой снедью: рыбой, фруктами — так что при нежелании терять время на полноценный обед можно купить еду у них и подкрепиться в машине.
Кроме того, могу порекомендовать азербайджанское кафе «Чабрец«, расположенное на трассе М10 в городе Вышний Волочек, ровно в 300-х км от Москвы.
Вышний Волочек, кафе «Чабрец»
Я там обедал уже два раза: первый раз во время поездки на Селигер, состоявшейся за месяц до путешествия в Прибалтику, а второй раз уже по дороге в Эстонию — и оба раза оставался очень доволен качеством блюд.
Совет: заказывая у них что-либо, уточняйте время приготовления — повар там серьезный и обстоятельный, из какого-то солидного московского ресторана, и приготовление вашей долма может отнять времени больше, чем вы планировали. Если заедете в «Чабрец» — передавайте от меня привет хозяину Вугару:-)
В Эстонию на машине из Москвы — ремонтируемые участки дороги
По состоянию на лето 2016 активно ремонтируют участок между 160 и 180-м километрами, вплоть до города Заволжск, но так как я ехал в воскресенье из Москвы, особой пробки там не обнаружил, средняя скорость была 40-50 км. Хотя, когда я там же месяцем ранее ехал на Селигер утром в пятницу, пробка была, и серьезная. В том же Заволжске в воскресенье в сторону Москвы имелась очень серьезная пробка, часа на полтора-два: жара, июль, куча фур и дачников, народ закипает, кто-то, разомлев от жары, в кого-то врезается…
В Эстонию на машине из Москвы – скоростной режим
По пути в Эстонию я попытался привить себе привычку соблюдать скоростной режим 90 км/ч на трассе и 60 км/ч в городе (каюсь, не всегда это делаю) и столкнулся с тем, что при долгой дороге фуры являются серьезным раздражающим фактором: плевать они хотели на ограничение скорости, особенно в населенных пунктах, и когда ты сбрасываешь скорость до 60, сзади следует негодующий гудок какого-нибудь поляка или латыша, которые культурные и законопослушные лишь у себя дома.
Подумалось, что для фур штрафы за превышение скорости, видимо, недостаточно высоки (или их заранее закладывает в цену фрахта, когда объявляют ее клиенту). Так вот, при попытке соблюдать скоростной режим получается следующая ситуация: какая-нибудь фура подпирает тебя сзади и буквально вынуждает ехать быстрее, или же при въезде в город ты сбрасываешь скорость и эта самая фура тебя с грохотом обгоняет; затем, уже на трассе, ты ее обгоняешь сам, ибо неохота плестись за ней и дышать дизельным дерьмом.
После чего в очередном городке она снова с паровозным гудком и вонючим выхлопом обгоняет тебя, чтобы снова ты ее обошел уже на трассе. При езде на дальние расстояния эти “пятнашки” изрядно достают. Кстати, по дороге в Великий Новгород случилось наблюдать последствия аварии с участием таких вот торопливых фур: одна, груженая бутылками с квасом, перевернулась, а вторая врезалась в бетонное ограждение. Была там еще и третья, но что случилось с ней, я не разглядел.
По дороге позабавили названия деревень, созвучные с моей фамилией: Миронежье, Миронеги, Миронушка — причем они идут прямо друг за другом:-)
В Эстонию на машине из Москвы – ночевка в Великом Новгороде
В Великий Новгород я приехал уже в сумерках и, бросив вещи в отеле, побежал осматривать достопримечательности:
Кремль Великого Новгорода
В процессе их ночного осмотра ночью обнаружилось некоторое сходство с итальянской Болоньей:
Великий Новгород ночью
Где парковаться для осмотра новгородского Кремля: рекомендую бесплатную парковку по адресу улица Газон, дом 5/2 – там можно оставить машину и за пару минут через парк дойти до Кремля.
Если вы, уважаемый читатель, тоже решите по пути в Эстонию заночевать в Великом Новгороде, то позволю себе порекомендовать вот этот приятный и очень недорогой гостевой дом: «Альянс», Великий Новгород, улица Народная 2А, GPS-координаты: N58°31.615, E31°18.122. При бронировании через Booking вот такой двухместный номер стоил мне всего 540 рублей/ночь:
Великий Новгород, гестхаус «Альянс»
В Эстонию на машине из Москвы: дорога от Великого Новгорода до российско-эстонской границы (Трассы Е95 и Е77)
…утром я был очень рад, что накануне вечером, будучи уставшим после 600-км дороги из Москвы, я не поленился и пошел смотреть Новгород. В результате и город я увидел с не совсем обычной стороны — ночью — и фоток хороших наделал целую кучу, и город мне понравился чрезвычайно. А следующим утром небо затянуло плотными серыми тучами и зарядил ливень – особо не погуляешь, да и впечатления от мокрых русских городов обычно не самые лучшие: все недостатки вылезают наружу.
Качество дороги от Великого Новгорода до Пскова: хорошее покрытие до села Мшага-Воскресенская, а дальше качество резко ухудшается.
Если ехать в Эстонию не через Нарву, в через Койдулу или Шумилкино, то лучше заложить на дорогу побольше времени, так как дорога на участке перед Псковом далеко не автобан. Из-за выбоин скорость невысокая, а где применяют российское ноу-хау — «ямочный ремонт» — приходится еще терять время в пробках из-за этого ремонта. Кое-где нет не только асфальта, но даже гравия. После городка Боровичи мой навигатор решил не ехать по нормальной трассе, а отправил меня «напрямки» вот через это:
Я было почуял неладное и осведомился у одной местной бабушки, дескать, “мать, дорога на Псков туда”? Но бабка, старая партизанка, лишь окинула меня непроницаемым взглядом и степенно кивнула, подтверждая выбор навигатора. Я поверил бабке и навигатору — это была моя ошибка. Уже в который раз мой старенький Garmin загоняет меня в откровенную жопу: в прошлом году в Осетии, теперь вот на Псковщине.
Если у вас, уважаемый читатель, как и у меня, навигатор Garmin, не надо забивать в нем конечный пункт маршрута — в этом случае велика вероятность того, что между исходным пунктом и местом назначения хитрый приборчик выберет такую дорогу, по которой можно будет проехать лишь на тракторе.
Лучше внимательно изучите желаемый маршрут по атласу автодорог и забейте городки, лежащие на нем, в качестве промежуточных точек — таким образом вы убережетесь от самодеятельности навигатора и потерянных нервов.
При движении из Великого Новгорода к российско-эстонской границе в Куничину Гору — Койдулу или Шумилкино — Лухамаа я рекомендую в качестве промежуточного пункта забить город Порхов, и лишь затем Псков. Если этого не сделать, вы рискуете поехать там же где и я — по грунтовкам и по разбитому асфальту с ямами в половину профиля колеса:
Сразу после знака «Псковский район» убитая грунтовка сменилась на отличный автобан. Россия все-таки уникальная страна: в пределах одной области в одном районе дороги может не быть вообще, а в соседнем она будет идеальная, ситуация видимо зависит лишь от жадности глав этих районов. Откровенное «медвежье дерьмо» (по терминологии Павла Воли) начинается перед городом Сольцы — судя по виду, по ней еще немцы отступали и танками разбили. Один раз я наблюдал как через нее вальяжно переходила цапля.
Если бы ее морда могла выражать удивление, думаю, я его бы увидел — судя по всему, автомобиль там крайне редкий гость.
Мой личный вывод о дорогах Псковщины: откровенное дерьмо за исключением единственной федеральной трассы. Хуже (по моему опыту) лишь дороги Северной Осетии — там их вообще нельзя называть этим словом, это просто прочерченные в степях направления — и дороги Вологодчины близ Великого Устюга.
В деревнях вдоль дорог часто встречаются церквушки, они, по всей видимости, там специально поставлены, чтобы путник мог зайти и помолиться о благополучном преодолении этого тяжелого испытания. Подумалось, что с губернаторами вышеупомянутых областей за такие дороги надо сделать то, что Путин хотел сделать с Саакашвили во время войны 2008 года — кто не помнит, поищите в интернете, хлесткая была фраза, я же не буду здесь ее приводить, дабы не быть обвиненным в призывах к экстремизму:-)
Совет: Если в вашем GPS-навигаторе есть функция отключения грунтовых дорог, рекомендую ею воспользоваться – прибор не видит разницы между шоссе и козлиной тропой, для него они обе являются дорогами. Вы же будете ехать и материться и с большой долей вероятности опоздаете туда, куда едете.
Про Псков сказать ничего не имею, ибо я его просто проехал насквозь, спеша на границу. Единственное, что запомнилось в городе – довольно самобытное ограничение скорости: 40 км/ч. Расстояние от Пскова до пункта Шумилкино — Лухамаа на российско-эстонской границе порядка 40 километров.
Совет: перед прохождением границы заправьтесь горючим «под завязку» и залейте бензин в канистру (при ее наличии) — топливо в Эстонии (и вообще в Прибалтике) стоит 1,05-1,1 евро за литр, что по состоянию на лето 2016 года примерно в два раза дороже, чем в России. Я, например, заправившись в Шумилкино, потом проехал на русском бензине всю Эстонию и Латвию, заправляться за евро пришлось только на подъезде к литовскому Вильнюсу. Пограничники и таможенники, кстати, не выказывают ни малейшего интереса к бензину в канистрах: я вез 20 литров, хотя по правилам ЕС можно ввозить для личного пользования не более 10 литров бензина.
Подробную информацию о специфике прохождения российско-эстонской границы, требованиях к документам и состоянию автомобиля можно найти здесь: Российско-эстонская граница: пункты «Ивангород — Нарва», «Шумилкино — Лухамаа», «Куничина Гора — Койдула».
GPS-координаты пункта пропуска Шумилкино — Лухамаа: N57°38.708′; E27°23.451′
В Эстонию на машине из Москвы: дорога от российско-эстонской границы до Таллина через Тарту
Выехав с таможни в сторону Таллина (или в любую другую) убеждаешься, что это редкая гЛУХОМААНь — машин на дороге практически нет. И вообще никого нет. До этого погранперехода, видимо, мало кто добирается — в отличие от Нарвы и Койдулы. В очереди на границе стояло много машин с велосипедами на кронштейнах — сразу захотелось самому так приехать и покататься где-нибудь по Куршской косе. Но, мне кажется, Прибалтика все-таки не самое подходящее место в смысле погоды — дождь зарядит и привет…
В этой части статьи, полагаю, надо поподробнее остановиться на эстонских ПДД (а вернее, на их отличиях от наших). Самое главное: максимальная скорость в населенных пунктах 50 км/ч – а часто и того меньше, но в таких случаях висят соответствующие знаки. И второе “главное”: — штрафовать в Эстонии начинают уже после превышения на 1 км, а не как в России, после десятка-другого километров в час. Так что после России следует быть вдвойне осторожным. Штрафы за превышение скорости в Европе вообще и в Эстонии в частности крайне негуманные – точных цифр не помню, но один их штраф примерно сопоставим со всем бюджетом моего путешествия по Прибалтике.
Что еще? Всегда нужно быть пристегнутым и в любое время суток должен гореть ближний свет – но это уже и в России обязательно.
К слову, соблюдать строгие эстонские правила сложно лишь первые пару часов, потом привыкаешь и все идет само собой. Кроме того, в Эстонии очень логично и разумно развешаны знаки об ограничении скорости – соблюдать их требования довольно несложно.
…Но, как показывает практика, и эстонцам не чуждо желание нарушать свои ПДД — например, меня как-то на трассе Лухамаа-Тарту обогнал джип с эстонскими номерами через две сплошные. Я ехал с максимально разрешенной скоростью 90 км/ч, он какое-то время катился сзади, но в определенный момент ехать с такой скоростью надоело даже флегматичному и законопослушному эстонцу) Или Форд-Транзит меня как-то обошел как стоячего… Все это в определенной мере развенчивает миф о балтийской дисциплинированности и законопослушности.
А в Таллине я вообще однажды был сильно удивлен, увидев, как пара машин выезжает из пробки через две сплошные. Причем пробка-то была фигня, потеря времени минут 7-8, но, видимо, по меркам Таллина это очень серьезный затор. А вот я, помнящий еще легендарные московские пробки эпохи мэра-пчеловода, этот таллинский заторчик даже не заметил.
Кстати, довольно странное ощущение испытываешь, когда пытаешься соблюдать их строгие ПДД после опыта вождения в Москве. Так как у них начинают штрафовать уже при превышении на 1 км (а не на 20, как у нас) то при лимите 50 км/ч в городе лучше ехать чуть медленнее – километра на 2-3 в час. Так вот, плетешься ты как инвалид с такой непривычно-черепашьей скоростью и кажется, что со всех сторон на тебя бросают сочувственно-неодобрительные взгляды: дескать, какого хрена ты так медленно едешь и всем тут мешаешь.
И всем понятно, что ты не местный – даже не глядя на твои московские номера. На самом деле все это фигня, они сами едут с такой же скоростью – и отличие местных жителей от тебя лишь в том, что они знают, где тут у них камеры висят и где можно правила нарушить, а где нежелательно. Кстати, вышеописанное ощущение бывает лишь поначалу, в первые пару дней после приезда на машине из России в Европу, а затем бесследно проходит – и по возвращение в родные просторы уже приходится заново привыкать к нашей, скажем так, специфике вождения.
Фотографии дороги Тарту – Таллин:
Гнездо на столбе — к слову, в Прибалтике мне такие гнезда попадались не раз.
Полезные статьи о Таллине и Эстонии:
9 лучших квартир и апартаментов в Таллине
Старый Таллин: церковь Святого Олафа — Олевисте
Большой Таллин: парк Кадриорг и памятник «Русалке»
Пярну: 12 лучших достопримечательностей города
Тарту: 10 лучших достопримечательностей города
Как добраться до Таллина из Москвы и Питера — на самолете, поезде, автобусе, автомобиле и попутке
В Эстонии на дорогах ездят полицейские машины без опознавательных знаков. За нами следовала шкода темно-коричневого цвета. Они едут за вами довольно долго и если вы превысите скорость в зоне действия знака или не сбросите её, они фиксируют это на видеорегистратор, затем включают сигнальные огни на своём авто и останавливают вас. Выглядит это красиво, но ничего хорошего эта встреча не сулит. Понятно что всё вам покажут и расскажут про то как не хорошо вы себя ведёте на дороге и выпишут приличный штраф. Вот так подленько пополняется бюджет этой маааленькой страны за счет туристов.
Нарушения ПДД машинами с российскими номерами камеры фиксируют, но штраф полиция выписать не может из-за разных форматов номеров в России и ЕС. Вот и штрафуют «вручную». А насчет «подленько» — может, лучше ничего не нарушать?
Поверьте, Светлана, они не только на туристов «охотятся», своим даже чаще достается.
Спасибо огромное за информацию
Благодаря вам поехали именно через пункт Койдула. Туда и обратно. В обоих случаях прохождение границы заняло 45 минут, не более.
Обидно, что не интересовалась вашим текстом более подробно, и не прочитала о дорогах))) два раза в России попали на разбитые трассы, и конечно, были немного в шоке. Но в целом, ваш пост был очень полезен
Спасибо за Ваш комментарий — рад быть полезным:-)
Странно, это я про состояние дороги P-56. На участке Фомкино-Порхов-Шимск вроде лет 5 назад делали. Причем со стороны Пскова километров 80-100 уже было готово и трасса была в очень приличном состоянии.