Транспорт Рима — как добраться из аэропорта в центр города
Статья о транспортной системе Рима: как лучше и дешевле перемещаться по городу и как добраться из аэропорта Фьюмичино до центра Рима.
Абсолютное большинство рейсов в столицу Италии приземляются в аэропорту Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) в римском пригороде Фьюмичино (Fiumicino).
Как добраться из аэропорта Фьюмичино до центра Рима (или, вернее, до центрального вокзала Термини/Stazione Termini): расстояние составляет 32 км или 30 минут на электричке Leonardo da Vinci. Ходит электричка каждые полчаса с 6.30 до 23.30; билеты на нее стоят €12 и продаются в железнодорожной кассе рядом с перроном или в соседнем газетном киоске. Главное, не забыть билет прокомпостировать, то есть сунуть его в желтую коробочку в начале перрона. Очень полезно, планируя много перемещаться по Италии на поездах, взять за правило, попадая на перрон, искать эту желтую машинку (macchinettа gialla — маккинетта джалла) — можно спросить у кого-то из вокзальных служащих. Если билет не прокомпостировать, то он будет считаться недействительным для данной поездки и первый же контролер с радостью возьмет с вас штраф — в Италии с этим делом довольно строго. Кроме того, контролеры в поездах попадаются достаточно часто, так что лучше не рисковать.
Кроме вышеупомянутого поезда до Термини, от Фьюмичино ходят еще электрички до станций Остиенсе (Ostiense) в южной части Рима и Тибуртина (Tiburtina) на северо-востоке. Далее до центра города можно добраться на метро.
Ночью, однако, все эти электрички не ходят и остаются только две опции: или такси (ночной тариф, то есть дорого и неспортивно) или же специальный ночной автобус, на котором можно добраться до Тибуртины (остановка между терминалами A и С, отправление примерно раз в час с 1.15 до 5.00; последний рейс в аэропорт — в 3.45). От Тибуртины до своего отеля можно будет добраться на такси — это выйдет однозначно дешевле, чем брать его в аэропорту. Днем ехать на такси бессмысленно в принципе, римские пробки несильно уступают московским.
Справочная международного аэропорта Рима Леонардо да Винчи: www.adr.it, www.fiumicino-online.it
Второй (и гораздо реже используемый) римский аэропорт называется Чампино (Ciampino). Если вас вдруг туда занесет, садитесь на электричку до Термини. Справочная римского аэропорта Чампино: www.adr.it
Железнодорожные вокзалы Рима
Вокзалов в Риме три: центральный Термини (Stazione Termini) и более мелкие Тибуртина (Tiburtina) и Остиенсе (Ostiense).
Сайт римского вокзала Термини: www.romatermini.it
Вокзал Термини расположен в самом центре Рима, на площади Чинквеченто (Piazza dei Cinquecento); эта площадь в какой-то степени аналог Комсомольской площади в Москве (не в эстетическом смысле, а исключительно в транспортно-логистическом). Здесь пересекаются все линии римского метро (их всего три на пятимиллионный город, пересекаться там особо нечему), а также здесь расположены конечные станции кучи римских автобусов и стоянка такси. Кроме того, на вокзале Термини расположены офисы всех крупнейших рент-а-каров (сами машины припаркованы на огромной многоэтажной парковке в пяти минутах ходьбы от вокзала, на улице Giovanni Giolitti (улица идет параллельно ж/д путям с южной стороны); я там несколько раз брал машины для поездок на север, в Тоскану, и к морю, в Террачину — так что смело могу порекомендовать эту опцию, если нужна машина напрокат.
Также от вокзала Термини во всех направлениях можно добраться на трамваях, что само по себе вполне римский аттракцион: большинство трамваев еще времен Феллини, что легко и непринужденно настраивает вас на «правильную волну» жизни в Вечном городе. Я, арендовав однажды квартиру в восточной части города, без проблем добирался туда на трамвае от Термини — ходят часто, стоят недорого, по дороге можно наслаждаться видами, проплывающими за окном, такими как древние городские ворота Порта-Маджоре. Правда, видами наслаждаться можно только не в час-пик.
Кроме того, на 1-й и 24-й платформах главного вокзала Рима есть автоматические камеры хранения, что удобно, если у вас длинная пересадка в аэропорту Рима или вы приехали в город на поезде и у вас есть всего несколько часов на знакомство с ним. Экспрессы из Фьюмичино прибывают на 25-ю платформу, так что ваш путь будет как раз мимо одной из камер хранения. Собственно, мое первое знакомство со столицей Италии состоялось именно в таком стиле: у нас была длинная стыковка по пути из Барселоны в Москву и, приехав в город на электричке из Фьюмичино, мы имели всего 3 часа на погулять но городу. В тот раз получилось дойти лишь до Колизея, прогуляться по виа Панисперна и попробовать настоящую римскую пиццу — после этих трех часов мне стало ясно, что в Рим я еще вернусь, и не раз.
Вокзалы Рима Тибуртина (Tiburtina) и Остиенсе (Ostiense) используются в основном пригородными электричками, а также междугородными автобусами-экспрессами, следующими из Милана в Неаполь и обратно — они, ради экономии времени, в центр города не заезжают, а высаживают пассажиров на этих двух вокзалах близ объездных магистралей. Также от станции Тибуртина отправляются международные автобусы Eurolines.
Если вы решили ехать в Рим на машине, то, скорее всего, вы будете въезжать в него с севера, по живописнейшей «Солнечной дороге» (Autostrada del Sole) А1, соединяющей Милан с Неаполем. Если вы едете с севера, нужно следовать указателям на «Roma Nord», если с юга, то для въезда в город нужно смотреть «Roma Est». В любом случае, если вы не местный житель, без GPS-навигатора в Риме делать нечего, да и с ним тоже следует быть осторожным. В частности, меня мой старый добрый Garmin бесчисленное количество раз пытался загнать под «кирпич» или на улицы, въезд куда был ограничен по тем или иным причинам. Еще одна легендарная засада, поджидающая автомобилиста в Риме и в Италии вообще (кроме, наверное, Сицилии) — это поиск парковок. Часто длительный, нервный и безуспешный. К этому желательно быть готовым и заранее настроиться на медитативный лад — иначе никаких нервов не хватит.
Городской транспорт в Риме
На всех видах общественного транспорта Рима, равно как и на железной дороге в пределах города, действительны одни и те же билеты. Торгуют билетами у входа в метро в кассах и в автоматах, а также в табачных и газетных киосках по всему городу. Обычный билет действителен на одну поездку (una corsa). Это значит, что в течение 75 минут вы можете пересаживаться с автобуса на автобус сколько угодно, а вот на метро проехать удастся только один раз. Минуты начинают отсчитываться с того момента, как билет был прокомпостирован, непрокомпостированный билет считается недействительным.
Если поймает контролер, штраф составит 51 евро. Убедить контролера в своем плачевном финансовом положении и не заплатить штраф вряд ли удастся: контролеры ходят по трое и бдительно следят друг за другом. Проездные (abbonamenti), как и обычные билеты, продаются в основном в табачных киосках. Есть проездные на день (biglietto giornaliero), на неделю (carta settimanale, в такой надо вписать имя с фамилией и дату рождения и предъявлять контролеру вместе с удостоверением личности), и на месяц (abbonamenti mensili).
Метро (Metropolitana)
Римское метро очень молодое — ему всего 60 лет, и совсем не похоже на свои аналоги с Париже, Лондоне, Нью-Йорке или Москве. Состоит оно лишь из трех веток, причем третью (Linea C) запустили лишь в 2012 году. Причина этой лаконичности очень проста: за тысячи лет истории Вечного города в римской земле накопилось столько ценнейших археологических артефактов, что попытки строить очередную станцию метро в центре Рима всегда оборачиваются очередными археологическими раскопками, сенсациями и научными открытиями. В силу этого, на данный момент римское метро далеко не самый удобный способ перемещения по городу; очень часто пользоваться автобусом или трамваем в Риме намного разумнее.
Линия A (Linea A) идет через весь Рим с северо-запада на юго-восток. Конечные пункты — «Батистини» (Batistini) и «Ананьина» (Anagnina).
Линия B (Linea B) пересекает город с северо-востока на юго-запад. Конечные станции — «Лаурентина» (Laurentina) и «Ребиббиа» (Rebibbia).
Линии A и B пересекаются около вокзала Термини, где можно сделать пересадку.
Линия C (итальянцы говорят «линеа Чи»), Linea C — является самой «молодой» и обещает стать самой удобной для поездок между римскими достопримечательностями. Точки пересечения с линиями А и В — Colosseo и S.Giovanni, на станциях этой линии городские власти обещают сделать подземные археологические музеи.
Автобусы (Autobus)
Автобусы в Риме бывают обычные, экспрессы и ночные. Обычные — желтого или красного цвета; номера маршрутов на остановках обозначаются красным или голубым. Экспрессы (espressi) отличаются цветом (они зеленые) и меньшим числом остановок. Самый полезный экспресс — N40, идущий от привокзальной площади до Сан-Пьетро, минуя по дороге массу других важных и нужных мест вроде улицы Национале и площади Арджентина. Номера экспресс-маршрутов на остановках рисуют в зеленых квадратиках. Все прочие маршруты действительны примерно с 5.30 или 6.00 до полуночи. Дальше наступает время римских ночных автобусов (autobus notturni), которые обозначаются на остановках темно-синим номером с пририсованной сбоку желтой совой.
Никакого расписания в природе не существует, но средний интервал движения где-то 10 минут. Увидев свой автобус, махните водителю рукой, иначе он может и мимо проехать. О том, что вы собираетесь выходить на следующей остановке, водителя тоже следует предупреждать с помощью рыжих кнопок, разбросанных по салону. Важный момент: входить в римские автобусы принято через передние и задние двери (возле них расположены и компостеры), а выходить — через средние.
Трамваи (Tram)
В некоторых районах Рима трамвай — самый главный вид транспорта. Во-первых, ему не страшны пробки, поэтому добираться на трамвае быстрее, чем на автобусе или метро (где много времени тратится на вход и выход). А во-вторых, трамвай в Риме ходит часто и допоздна (как правило, до 1.00).
В отличие от автобусов, римские трамваи исправно тормозят на каждой остановке, но о том, что вы собираетесь выходить, водителя лучше все равно предупреждать нажатием кнопки.
Такси
Ловить такси на улице в Риме особо не принято, хотя может и сработать. Лучше садиться в машину на стоянке или вызвать по телефону — правда, в таком случае придется платить не только за километры, которые проедете вы сами, но еще и за путь, проделанный таксистом от места, где его застал вызов. Римские таксисты славятся умением убеждать клиента в разумности любой астрономической суммы за проезд — в этом их достойными конкурентами могут быть лишь венецианские гондольеры. Так что имеет смысл или настаивать на проезде по счетчику или оговаривать сумму в момент заказа машины по телефону.
Машина напрокат в Риме
Для езды по самому Риму аренда автомобиля — это крайне неудачное решение из-за узости улиц, катастрофической ситуации с парковками, и еще куче причин, общих для любого крупного европейского города с богатой историей. Если личный транспорт жизненно необходим, гораздо разумнее остановить свой выбор на «бешеной табуретке» под названием motorino, он же скутер или мотобайк. Если объем двигателя у табуретки будет до 50 см3, то права для его управления не нужны, достаточно паспорта и кредитки. Обязательно использование шлема. По мне, аренда какой-нибудь в меру ушатанной «Веспы» для езды по Риму — все равно что аренда «Харлея» для езды по Mother Road (Дорога 66) Чикаго — Сан-Франциско: то есть мероприятие, позволяющее погрузиться в быт страны пребывания на максимально возможную глубину и вообще дело, достойное всякого настоящего путешественника.
Поезда в Италии (Treno)
Путешествовать по Италии на поезде — наиболее разумное решение (особенно если вы один и арендовать машину получается дороговато). Сеть железных дорог в Италии развита очень хорошо, плюс на выбор почти всегда есть поезда разных видов (и разной комфортности/скорости/цены). Например, из Рима в Неаполь можно добраться на скоростном экспрессе Frecciarossa за час с небольшим и за 39 евро, а можно за два с половиной часа и 12 евро (на обычном поезде regionale). Кроме них, существуют также междугородные экспрессы (Intercity, ic), обычные поезда (Interregionale, ir), и электрички (diretto).
Билеты можно покупать как заранее на сайте итальянских железных дорог Trenitalia (что наиболее оправдано на евростары в конце недели или во время национальных праздников и каникул) или же в кассе на вокзале. Если ехать менее 200 км, то билет можно будет купить и в обычном табачном киоске Рима. Вообще, табачные киоски Tabacchi — это интереснейшее место. Как в деревенском сельпо, где рядом с колбасой соседствуют семена для рассады и хомуты, в римских табаккериях продаются билеты на городской транспорт, мелкие сувениры, шоколадки, батарейки, игрушки и еще сотни наименований самых разнообразных вещей — ну и немного сигарет.
Возвращаясь к теме ж/д билетов: их необходимо будет прокомпостировать, то есть сунуть в прорезь желтой машинки с надписью «convalida», установленной в начале перрона. Помимо очевидного неудобства, процедура компостирования имеет свои плюсы: если вам взбредет в голову выйти на какой-то остановке и погулять пешочком средь пейзажей Умбрии — можете смело выходить, а затем продолжать путь на любом следующем поезде по прежнему билету: он будет действителен в течение 48 часов с момента компостирования (и два месяца с момента покупки). Не нужно компостировать только билеты на скоростные «Евростары», они изначально выписываются на тот конкретный поезд, куда вы покупали себе место.
Если вы планируете много перемещаться по стране, имеет смысл купить в железнодорожной кассе карту Amicotreno, которая дает 20%-ную скидку на обычных поездах и на экспрессах класса Intercity.
Если вам меньше 26 лет, то пригодится Carta Verde, которая тоже дает скидку в 20%, но только от основной стоимости билета (на надбавки за скорость поезда скидка не распространяется и в «Евростарах» не действует). Наконец, если вы путешествуете в компании (от 2 до 5 человек), выгодно приобрести Biglietto Chilometrico. За €116,72 вы сможете в течение 2 месяцев проехать в общей сложности 3 000 километров вторым классом.
О чем нельзя забывать, планируя путешествие по Италии на поездах — это забастовка (sciopero) — мероприятие, случающееся очень часто и всегда не вовремя. Забастовка в Италии вещь весьма будничная и привычная, вроде дождя. О них даже объявляют заранее как о природном явлении, типа «прогноз забастовок на ближайший месяц». Имеет смысл изучать эти прогнозы, иначе какая-нибудь забастовка вокзальных грузчиков может сорвать вам все планы: хоть машинисты и не бастуют, но транспорт все равно работать не будет. Я в свой первый приезд в Италию попал в такую забастовку: нужно было ехать из Турина в Милан на поезде, но в итоге принимающая сторона организовала нам частный микроавтобус (это была командировка и итальянские партнеры очень близко к сердцу приняли нарушение наших планов из-за забастовки железнодорожных работников).
P.S. Подписывайтесь на канал Allmyworld.ru в Telegram, а также добавляйтесь в группы в Facebook www.facebook.com/allmyworld.ru и В Контакте vk.com/allmyworld.ru, чтобы следить за выходом новых статей о самостоятельных путешествиях по всему миру.