Мексика, древние города майя: Ушмаль
Мексика, древние города майя: Ушмаль, рассказ из цикла «Достопримечательности Мексики«, предыдущую главу можно найти здесь: Мексика, древние города майя: Чичен-Ица
Ушмаль — еще один древний город майя, расположен в долине Святой Елены, в 78 км к югу от Мериды. Название города предположительно переводится как «построенный трижды». Город, расположенный на холмах и не имеющий доступа к традиционным на Юкатане источникам пресной воды — сенотам — периодически испытывал проблемы с водоснабжением. Чтобы как-то решить эту проблему, горожане строили так называемые чолтуны — подземные колодцы-цистерны, а также сложные системы водоснабжения, одна из которых исправно функционирует и по сей день. Сразу при входе в археологическую зону Ушмаль расположены Двор монахинь и Пирамида Колдуна.
Пирамида — одно из самых впечатляющих сооружений в Ушмале, высотой в 32 метра и с эллипсом в основании (в этом ее отличие от прочих сохранившихся пирамид майя) — на ней приносились жертвы богу Чааку. Свое название пирамида получила от легенды майя, которая гласит, что возвел ее всего за одну ночь волшебник, желая посоревноваться в могуществе с верховным правителем города. К югу от пирамиды расположены Дворец Правителя с фасадом, украшенным масками и изображениями бога Чаака.
и Большая пирамида, на которую можно подняться ради отличных видов города Ушмаль.
В XI веке население начало постепенно покидать город и ко времени испанской конкисты город стал мертвым.
Археологическая зона Ушмаль на меня произвела самое яркое впечатление из четырех осмотренных в Мексике (Тулум, Коба, Чичен-Ица и Ушмаль, в Теотиуакане я на тот момент еще не был). Ушмаль это действительно центр древнего города площадью около 0,6 квадратного км , а не одна пирамида и парой прочих руин неподалеку. Кроме всего прочего, очень порадовало полное отсутствие торговцев сувенирами на территории — только за ее воротами.
После Ушмаля пора было возвращаться в Канкун, чтобы успеть сдать машину до закрытия станции аренды. Между Меридой и Вайядолидом меня дважды с интервалом в 10 минут остановила полиция — причем в первый раз у меня не только проверили документы, но и самым тщательным образом обыскали машину и личные вещи. Полицейский добросовестно обнюхал (в самом буквальном смысле) все, что смог найти — но наркоту не обнаружил и был вынужден отпустить с миром. Во второй раз полиция ограничилась только проверкой документов. На мой вопрос, с чем связано такое внимание, они ответили, что у моей машины отсутствует передний номерной знак (действительно, на бампере его не было, только маленькая табличка в углу ветрового стекла), что само по себе нарушением в Мексике не является, но внимание полиции на дороге привлекает.
Так или иначе, общение с полицией никаких проблем не доставило и я выехал на платную автомагистпаль Мерида -Канкун, решив на обед заехать в Вайядолид. Участок от Мериды до Вайядолида мне обошелся в 146 песо (около 12 долларов), участок от Вайядолида до Канкуна — 251 песо (около 20 долларов). Платная магистраль хорошего качества, двухполосная и практически без машин. Около трех часов дня я въехал в городок Вайядолид — очень приятный тихий колониальный город, где часок погулял и пообедал в кафешке на центральной площади.
Затем снова выехал на платную дорогу и поехал в Канкун. И вот тут меня поджидал сюрприз: судя по информации на приборной панели, топлива у меня оставалось примерно на 130 км и я решил, что пора бы найти какую-нибудь заправку. Оказалось, что на этой платной дороге их просто НЕТ. Навигатор предлагал съехать на второстепенные дороги и доехать до заправок, расположенных в каких-то деревнях в стороне от этой аутописты. Один раз я на это повелся, о чем скоро пожалел: следуя инструкциям навигатора, я развернулся, чтобы съехать на второстепенную дорогу. Оказалось, что никаких съездов там нет, и никогда не было. Не знаю, бывали ли в этих краях те, кто делал Garmin-овскую карту Северной Америки, но прибор мне раз пять предлагал «свернуть направо» там, где нет никаких поворотов, только плотные заросли кустов и деревьев. Так или иначе, ситуация была не из приятных: топливо стремится к нулю, стемнело, я еду в направлении, противоположном нужному, и ближайшая заправка в этом направлении находится на расстоянии 181 км (судя по знаку на дороге). Проигнорировав несколько предложений Garmin «развернуться» через стальное ограждение, через 10 км я смог-таки развернуться опять в направлении Канкуна, потеряв на этом время и, что было гораздо важнее, топливо. Когда запас топлива стал ниже 50 км, информер отключился и дальше показывал только «low fuel», лишив меня таким образом возможности реально оценить, сколько я еще смогу проехать. Судя по указателю у дороги, ближайшая заправка в направлении Канкуна была через 27 км.. Дальше я ехал с максимальной скоростью 80 км/ч, чтобы не раскручивать движок выше 2000 оборотов и и хоть как-то растянуть запас бензина. Кончилось в итоге все хорошо: на последних каплях я выехал с этой платной дороги и сразу же заправки пошли через каждые 500 метров.
По-моему, брать 30 баксов от Мериды до Канкуна за такую «инфраструктуру» — явное свинство. Коммерсанты (или кто там у них) построили только дорогу и будки для приема денег, остальное им пофиг.
Напоследок была небольшая пробка в отельной зоне Канкуна (из-за ремонта дороги одну из двух полос бульвара Кукулькан перегородили). Но я все-таки успел заселиться в отель, бросить там шмотки и сдать машину (хорошо хоть, что станция аренды там работает до 22:00).
Лайфхаки: как я экономлю на страховке, отелях и внутренних переездах
Как купить хорошую и недорогую страховку путешественника:
Хорошую работающую страховку и раньше было непросто найти, а сейчас стало еще сложнее из-за постоянных скачков курса рубля к мировым валютам. Последние несколько лет я для своих путешествий страховки оформляю через онлайн-сервис Cherehapa — здесь есть возможность сравнить продукты разных страховщиков и выбрать именно то, что лучше всего подходит вам:
Также рекомендую почитать подробную статью о выборе правильной туристической страховки — это вполне может уберечь от ненужных переплат и более серьезных неприятностей.
Бронируем отель — как получить максимум и заплатить за это минимум:
Помимо всем известного сервиса Booking.com, в последнее время появились новые интересные онлайн-ресурсы, сильно облегчающие жизнь путешественнику и приятно берегущие толщину его кошелька. Одним из них – Hotellook – я постоянно пользуюсь сам и рекомендую всем друзьям и знакомым. Данный сервис сравнивает цены на объект во всех доступных системах бронирования, и предлагает вам наиболее интересные варианты. Кроме того, он отслеживает скидки и спецпредложения.
Отели в Ушмале со скидками от Hotellook:
Как не разориться на внутренних переездах по стране:
Тем, кому нужно недорого и с комфортом добраться из точки A в точку B, я могу порекомендовать интересный молодой стартап Bookaway.com — он позволяет путешественникам находить, сравнивать, и бронировать билеты на автобусы, поезда, паромы и такси в режиме онлайн:
Мексика, древние города майя: Ушмаль, продолжение цикла статей «Достопримечательности Мексики» можно найти здесь: Что посмотреть в Мехико за два дня
Приятной вам поездки в город Ушмаль!
Ваш Роман Мироненко