Статья с фото о достопримечательностях Ливана к северу от Бейрута: Собачьей реке, пещере Джейта и Джунии (статуе Девы Марии Харисской).

…Утром дошел до бейрутского «автовокзала» на улице Шарль Хелу — мой хостел оказался крайне удачно расположен для поездок по Ливану к северу от Бейрута — в одной минуте ходьбы от этого автовокзала. Хотя, собственно, никакого специального здания автовокзала там нет, а вместо него есть пластиковая табуретка, на которой под эстакадой за мусорным бачком важно восседает специальный чувак.

Ливан Бейрут Шарль Хелу

Вы говорите ему, куда вам надо попасть, и он указывает вам нужную маршрутку (позже выяснилось, что здание автовокзала все-таки есть, но несколько дальше того места, откуда отправляются маршрутки).

Собачья река

Первым пунктом моего маршрута в этот день значилась Собачья река — небольшая речушка в 15-ти км к северу от Бейрута.

Ливан Собачья река фото

Как и все более-менее «исторические» места, имеет свою легенду: согласно ей, жила в тех краях огромная собака, убивавшего каждого, кто осмеливался приблизиться к реке (тогда еще не Собачьей). Но однажды, как водится, выискался герой и убил животное. Дело было весной, и якобы с тех пор каждую весну вода в реке окрашивается в алый цвет. Легенда легендой, но самое интересное в Собачьей реке не в ней. На скалах по ее берегам записана многовековая история завоеваний и потерь этой земли. Традицию установил египетский фараон Рамзес II, установивший по Собачьей реке границу между своими владениями и землями хеттов. Кроме «автографа» фараона, есть там несколько табличек работы ассирийских царей, отчет-табличка Третьего римского легиона о строительстве моста и дороги. Не удержался от соблазна и Наполеон III. Завершается «летопись Собачьей реки» памятным знаком, посвященным выводу из Ливана французских колониальных войск в 40-х годах XX века.

Ливан Собачья река фотоЛиван Собачья река фото

После Собачьей реки я на маршрутке доехал до поворота на гроты Джейта (если ехать напрямую из Бейрута, дорога отнимет около получаса времени и один доллар денег). Надо попросить водителя высадить возле этого поворота (он обозначен коричневым указателем Grotto Jeita). Дальше две опции: или пешком около 7-8 км в горку, или на такси. Перед поездкой я читал на форумах мнения, что таксисты там очень нескромные и за эти несколько километров желают иметь не меньше 15$. Не могу этого подтвердить: первый же таксист предложил мне адекватную цену в 10000 ливров (7,5$), я согласился и в качестве бонуса получил от таксиста яблоко. Адекватность цены я выяснил заранее у хозяина хостела в Бейруте. Он же ознакомил меня с технологией общения с тамошними таксистами: они заламывают цену в, допустим, 15$, ты вежливо отказываешься и идешь мимо них пешком, и в 9 случаях из 10 тебя догонят и согласятся на нормальную цену, а если нет — скорее всего, подкинет какая-нибудь попутка — ливанцы всегда рады помочь гостю. «Только ты рюкзачок одень, чтоб видно было, что ты турист. А то ты на араба больше меня похож» — напутствовал меня добрый хозяин хостела с недобрым именем Захер.

Пещера Джейта

Билет в пещеру Джейта стоит 18150 ливанских ливров (12$); за эту цену вас доставят на канатке до верхней пещеры, после ее осмотра на игрушечном паровозике довезут до нижней пещеры и прокатят на моторной лодке по тамошней подземной реке.

Ливан пещера Джейта фото

Пещера Джейта это действительно одна из самых главных достопримечательностей Ливана. Побывав за пару месяцев до этого в грузинской пещере Прометея, я наивно думал, что теперь я знаю, что такое настоящая пещера. Джейта вернула меня с небес на землю — я в очередной раз понял, что у природы и Всевышнего всегда найдется что-то, чтобы показать нам, как мало мы видели на собственной планете и как мы наивны, полагая, что «плавали-знаем».

К сожалению, фотографировать внутри строго запрещено, перед входом надо оставлять всю фототехнику с специальных шкафчиках (в этом моменте «пещерные» порядки очень похожи на правила посещения «стеклянного» моста над американским Гранд-каньоном). Специально для самых хитрых, внутри пещер с равными интервалами наставлены чуваки, чья основная обязанность пресекать использование посетителями заныканных телефонов и мыльниц. Чтобы как-то проиллюстрировать свой рассказ о пещере Джейта, мне пришлось искать чужие фотки в сети, сделанные кем-то тайком на мыльницу — и выложить их у себя (в чем я честно признаюсь).

Ливан пещера Джейта фотоЛиван пещера Джейта фотоЛиван пещера Джейта фото

Но эти фотографии дают крайне отдаленное представление о пещерах. Можно попробовать посмотреть мои фото, сделанные в пещере Прометея в Грузии, а затем увиденное мысленно увеличить раз в пять: там все больше, глубже, ярче. Сталактиты со сталагмитами длиннее и причудливей, да и концентрация их на пещерный квадратный метр там выше.

Отдельно следует упомянуть очень удачно проложенные удобные дорожки и искусную подсветку — это тот редкий случай, когда человек своей деятельностью не испортил чудо природы, а его улучшил. После осмотра верхней пещеры по сюжету надо на специальном паровозике доехать до нижнего грота (эта поездка входит в оплаченную стоимость), но мне неохота было ждать, пока наберется достаточно пассажиров и я решил прогуляться пешком — благо идти там минут пять. По нижнему гроту катают на специальных моторных лодках, тоже очень яркий и незабываемый опыт. Чувствуешь себя то ли толкиеновским гномом в пещерах Мории, то ли Пером Гюнтом в пещере Горного короля.

Ливан пещера Джейта фото

На полпути между верхней и нижней пещерами разбит очень приятный парк:

Ливан пещера Джейта фотоЛиван пещера Джейта фотоЛиван пещера Джейта фотоЛиван пещера Джейта фото

Обратно от пещеры до хайвэя Бейрут-Джуния я добрался также на такси — за поездку на античном «мерседесе» 1968 года издания с меня взяли те же 10000 ливров; причем я пытался договориться с таксистом о поездке до фуникулера в Джунии, но предложенная им цена (20 тысяч) меня не устроила и я решил добираться туда своим ходом. Таксист довез меня до остановки маршрутки — в Ливане они называются «сервис» с ударением на последний слог, наследие французского колониализма. Вообще, в Ливане очень ощущается французское влияние: многие ливанцы говорят по-французски, вывески и дорожные указатели на французском попадаются не реже, чем на арабском; даже на ливанских банкнотах арабские надписи продублированы по-французски.

Итак, таксист высадил меня возле того сервиса, я уточнил у водителя «телеферик Джуния?» — водила согласился что «oui, teleferique» — и мы поехали.

Джуния (Харисса)

Харисса — статуя Девы Марии высотой в 8 метров, привезенная в Ливан в начале XX века из французского Лиона:

Достопримечательности Ливана Джуния Харисса фотоДостопримечательности Ливана Джуния Харисса фото

Харисса это вполне достойная достопримечательность — хотя, конечно, не статуя Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро. Лично меня больше впечатлили виды, открывающиеся с вершины холма:

Достопримечательности Ливана Джуния Харисса фотоДостопримечательности Ливана Джуния Харисса фото

К статуе надо ехать на канатке, а от верхней станции еще вот на таком «игрушечном» фуникулере:

Достопримечательности Ливана Джуния Харисса фото

Билет на канатку в Джунии: 11000 ливров туда-обратно.

Транспорт в Ливане, при кажущейся сложности и хаотичности, организуется до изумления легко — после посещения статуи в Хариссе я было собрался идти к хайвею и там ловить маршрутку до Бейрута. Оказалось, идти никуда не надо: сервисы проезжают буквально в нескольких метрах от нижней станции канатной дороги. Не прошло и минуты, как я взмахом руки остановил один из них.»Бейрут, Шарль Хелу?» — «Бейрут» — с достоинством кивнул водитель. Вот и вся логистика.

P.S. Подписывайтесь на канал Allmyworld.ru в Telegram, а также добавляйтесь в группы в Facebook www.facebook.com/allmyworld.ru и В Контакте vk.com/allmyworld.ru, чтобы следить за выходом новых статей о самостоятельных путешествиях по всему миру.

Незабываемого вам путешествия по Ливану!
Ваш Роман Мироненко