Собор Святого Марка — главный храм Венеции

Изначально собор Святого Марка был частной капеллой венецианских дожей – общедоступным его сделал император Наполеон, безжалостный реформатор и «могильщик» Республики. Собор был построен в IX веке как хранилище для мощей Святого Марка – и мощи эти были принесены в дар именно мирскому правителю города, а никак не патриарху. Венеция издавна полагала, что местный партиарх подчиняется дожу, а уже затем римскому Папе. «Венецианцы, потом христиане» – так характеризовали сами себя горожане.

Собор Святого Марка - главный храм Венеции

Собор Святого Марка

Собор Святого Марка негласно считается одним из архитектурных чудес света – и заслуживает в этом статусе весьма противоречивые оценки. Кому-то его приземистые купола напоминают чалмы волхвов, а, к примеру, Марк Твен нашел храм похожим на огромного бородавчатого жука. Кажется, что по сравнению с прочими устремленными в небеса европейскими храмами, собор Святого Марка даже своим внешним видом подчеркивает венецианскую приземленность и практичность (неоднократно на протяжении истории Республики переходившую в бессовестность).

Собор Святого Марка - главный храм Венеции

За основу создатели собора Святого Марка взяли один из самых известных храмов своего времени – церковь Святых Апостолов в Константинополе, и, среди прочего, на сходство с прототипом указывает и форма собора в виде греческого равноконечного креста. Эта форма как бы подчеркивает то сокровище, что хранится в недрах – в отличие от храмов в форме традиционного креста – те своей формой указывают на путь к Богу.

Первая версия собора Святого Марка, как ни странно это представить в Венеции, была весьма аскетичной — пока тогдашний дож не призвал венецианских купцов привозить с Востока резьбу для украшения его фасада. И все же дело шло довольно медленно, пока во время IV Крестового похода дож Дандоло не повернул армию крестоносцев на беззащитный Константинополь и «Христово воинство» основательно его не разграбило — после этого фасад собора украсился мрамором с могил византийских императоров.

Кстати, история жизни дожа Дандоло и история взятия крестоносцами Константинополя явственно говорят о роли «личности в истории»: некогда византийский император имел глупость недальновидно оскорбить и унизить молодого Дандоло в нарушение всех дипломатических традиций того времени; последний оскорбления, как видно, не забыл и, будучи уже глубоким стариком, сполна отомстил обидчице-Византии. И после этого благополучно умер в завоеванном великом городе; однако история старика на этом не завершилась: когда спустя 249 лет Константинополь, так полностью и не оправившийся от предательского удара Венеции и крестоносцев, окончательно пал под ударами турок, султан Мехмед II Фатих приказал вырыть останки старого дожа и бросить их собакам — так он выразил свое отношение к предательству Венеции и ее правителя.

Собор Святого Марка - главный храм Венеции

Могильная плита Энрико Дандоло в стамбульском соборе Святой Софии

В наружной отделке собора привлекает внимание фреска «Прибытие в Венецию тела Святого Марка» – единственная уцелевшая из нескольких, выполненных греческими мастерами по заказу дожа. Фасад собора был завершен к XIV веку, когда были сооружены готические башенки (веком ранее храм обзавелся резными романскими порталами).

Что касается интерьера, то после общей пышности и изысканности Венеции он немного разочаровывает: отделка представлена в основном фресками, и по своему художественному уровню они явно не чета фрескам константинопольской Святой Софии. Но даже их толком осмотреть не удастся: туристический маршрут движения внутри собора жестко задан и неизменен. Кроме того, больше половины внутреннего пространства закрыты для туристов. Единственный метод борьбы с данной напастью: одеться максимально по-венециански, спрятать фотоаппарат и прийти в собор к 7 утра, когда он открыт для молящихся. Но и эта сомоотверженность не даст вам увидеть все: просто потому что свет на мозаики падает лишь во второй половине дня.

После осмотра росписей и фресок собора обязательно надо выйти на лоджию Кавалли —  балкон с его потрясающими видами на лагуну и пьяццу, где стоит еще один трофей из разграбленного крестоносцами Константинополя: бронзовая квадрига, до 1204 года украшавшая тамошний ипподром. Но не только Дандоло позарился на бронзовых коней: после кончины республики Наполеон увез их на площадь Согласия в Париж, однако после отречения корсиканца от власти в 1815 году квадригу вернули в Венецию. Может быть, вернули бы и в Константинополь-Стамбул, но этот поворот, надо полагать, не устроил бы Россию, одну из победительниц Наполеона и перманентного врага Османской империи.

Кроме балкона, стоит посетить Сокровищницу (Tesoro), где в отдельной комнате можно увидеть нож, который использовался во время Тайной вечери, кусок черепа Крестителя, ногу святого Георгия, палец Марии Магдалины, почерк евангелиста Марка, шип тернового венца Спасителя, три камня, которыми был забит святой Стефан, а также чаши и оклады икон, вывезенные все из того же Константинополя.

Из Сокровищницы можно попасть в алтарную часть собора, где, как утверждается, в саркофаге хранятся мощи святого Марка. Однако тут история темная: то ли они погибли во время пожара 976 года, то ли чудесным образом уцелели и были лишь потеряны, а затем обнаружили себя во время перестройки храма, высунув руку из колонны. В любом случае, проверить их наличие в саркофаге вам не удастся.

Главная ценность алтарной части (помимо упомянутого саркофага) – знаменитый алтарь Пала-д’Оро, представляющий собой 250 эмалей, скрепленных самоцветами. Против обыкновения, этот алтарь был не похищен в Византии, а заказан и даже сполна оплачен – было это еще в те времена, когда Венеции не наскучило играть роль «любимой дочери» Византии.

Собор Святого Марка - главный храм Венеции

После осмотра собора имеет смысл взобраться на возвышающуюся над площадью колокольню Святого Марка (или, как ее называют в Венеции, кампанилу) – лучшую смотровую площадку города.

Кампанила Сан-Марко

Открывающиеся с высоты виды по достоинству оценили многие мировые знаменитости – а, к примеру, Гёте вообще лишь с нее впервые увидел море. Виды с кампанилы столь хороши, что долгое время иностранцам было строго запрещено подниматься на нее во время отлива – чтобы не увидели хитрую систему каналов и мелей, ведущую к сердцу города.

Достопримечательности Венеции: площадь Сан-Марко

Вид с кампанилы на площадь Сан-Марко

А 14 июля 1902 года в 9 часов 55 минут утра кампанила Сан-Марко рухнула; накануне по ней пошла трещина и все ждали обрушения — даже оркестрам на пьяцце запретили играть. Башня таки осыпалась, но столь аккуратно, что близлежащий собор совершенно не пострадал, архангел Гавриил грациозно слетел с вершины и приземлился у ее подножия, и, по слухам, не уберегся только пробегавший под колокольней кот. Восстановление одного из символов города заняло 9 лет и 25 апреля 1912 года кампанилу снова открыли для посещений.

Собор Святого Марка — практическая информация

Адрес: Venezia, San Marco, piazza San Marco. Координаты 45.43456, 12.33971.

Часы работы: зимой пн-сб 9:45-16:30, вс 14:00-16:00; летом пн-сб 9:45-17:30, вс 14:00-16:00. В сам собор вход бесплатный — платить надо лишь за посещение музея (5 евро), сокровищницы (3 евро) и алтарной части (2 евро).

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (10 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

© 2019 All My World — путеводители Романа Мироненко // Использование материалов сайта только с разрешения автора.
Политика конфиденциальности
Контакты