Путешествовать дешево: как много увидеть и мало потратить

Идея написания статьи Путешествовать дешево: как много увидеть и мало потратить впервые появилась у меня в ноябре 2014 года, когда, будучи в Южной Америке и читая российские новости об обвальном падении курса рубля, я решил систематизировать свой опыт экономных путешествий — в надежде, кому-то это поможет много путешествовать и при этом «не вылететь в трубу» и не влезть в долги. Оговорюсь, все нижеприведенные рекомендации относятся именно к «самостоятельным путешествиям» — интересному, но и весьма утомительному и не дешевому мероприятию, а не к «матрасному отдыху за границей» — это очень разные вещи. Я надеюсь, что эта статья будет полезна тем, кто хочет увидеть как можно больше на нашей планете, но чьи возможности (как и мои) зависят от «состояния здоровья» российской валюты.

Содержание статьи:

Перед поездкой
Деньги
Перелеты
Жилье
Аренда автомобиля
Страховка
Эпилог

Итак, если вы не хотите откладывать свои путешествия до лучших времен, и вам жалко тратить время на ожидание улучшения экономической ситуации, которое в обозримой перспективе может и не наступить, то единственный выход – это осваивать науку путешествовать дешево, чему и посвящен данный текст.

Путешествуем дешево — перед поездкой

Адекватный выбор целей путешествия является очень важной частью процесса минимизации затрат. На этапе планирования маршрута определите, по карману ли вам уровень цен в той или иной стране — например, Швейцария или Норвегия, при всех своих красотах, являются весьма дорогими странами, и за неделю в Швейцарии денег уйдет столько же, сколько за месяц в Камбодже или во Вьетнаме. Конечно, поездка в Швейцарию может быть мечтой всей жизни, но в нынешних экономических реалиях вопрос может стоять так: съездить в Швейцарию и потом больше не ездить никуда, год латая дыру в личном/семейном бюджете или по цене одного дня в Швейцарии провести десять дней в экономном путешествии по Вьетнаму, набравшись экзотических впечатлений и почти не заметив никаких цен по причине их крайней низости. И спустя пару месяцев снова отправиться в самостоятельное путешествие на сэкономленные деньги.

При планировании сложного длительного самостоятельного путешествия рекомендую приобрести большую и подробную карту региона и маркером нарисовать на ней предварительный маршрут (если вы дружите с google-картами, то маршрут путешествия можно нарисовать и там). Велика вероятность того, что такая «визуализация» поможет вам оптимизировать логистику поездки и исправить какие-то ляпы, не замеченные ранее. Например, на каком-то участке вы планировали лететь самолетом, а глядя на карту, поймете что проще и дешевле ехать автобусом или поездом, или вы увидите, что вам туда вообще не надо, а надо в другое место. Кстати, из моего опыта, если расстояние между пунктами не более 700 км, с самолетом можно не связываться, на автобусе/поезде выйдет дешевле и почти то же самое по времени (так как при использовании самолета придется сначала ехать в аэропорт, причем минимум за 2 часа до вылета, затем время на перелет — при условии, что рейс не задержат, затем примерно полчаса на получение багажа и сколько-то на то, чтобы из аэропорта добраться до города). Как иллюстрация: из Москвы в Питер проще и в большинстве случаев дешевле добираться на поезде, чем на самолете. Также имеет смысл учитывать, что при вылете в 9 утра проснуться придется самое позднее в 5 утра и срочно подрываться в аэропорт, а при поездке на автобусе можно спать часов до 7.

Нежелательно планировать длительное самостоятельное путешествие по сильно отличающимся друг от друга климатическим зонам. Поясню на недавнем личном примере: я полтора месяца путешествовал по аргентинской и чилийской Патагонии, а затем отправился в тропики Бразилию. В итоге по Бразилии я вынужден был ездить с чемоданом, более чем наполовину забитым теплыми вещами, необходимыми в Патагонии, но бесполезными в Бразилии. Вещи хорошие, добротные, выкинуть было жалко — вот и таскал их везде.

Весьма полезно заранее, до покупки билетов, уточнять стоимость жизни и переездов по маршруту, чтобы не получилось как у меня в чилийском национальном парке Торрес-дель-Пайне, где койка в хостеле стоила 74$ за ночь плюс билет за доступ в национальный парк, продукты и прочее. Там, конечно, очень красиво — но раз уж решили экономить, значит экономим.

Примерно схожая ситуация будет с кубинским островом Кайо-Ларго или бразильским архипелагом Фернандо-ди-Норонья: в силу их «эксклюзивности» цены на жилье и прочие расходы будут ощутимо выше среднего. Например, отель 4 звезды на Кайо-Ларго стоит около 80 евро/ночь — там тупо больше ничего нет. Вывод: если решили путешествовать дешево, стараемся избегать «эксклюзивных», «модных» и вообще излишне распиаренных мест. Оговорюсь: тот же Кайо-Ларго – одно из красивейших мест на Земле, лично я его очень люблю – но данная статья посвящена теме разумной экономии, что, к сожалению, не очень совместимо с поездками в подобные райские уголки.

Путешествуем дешево — деньги

В поездке на планшете или смартфоне заведите себе файлик, где отражайте свои ежедневные расходы — отдельно на дорогу, жилье и питание. Это позволит понимать, укладываетесь ли вы в свой бюджет или нет и, если в какой-то из дней вам случится потратить больше запланированного, вы будете знать, на сколько именно вам надо «ужаться» впоследствии. Я этой методикой начал впервые пользоваться во время своей первой зимовки в Таиланде и, строго соблюдая бюджет, мне удалось четко уложиться в выделенную на зимовку сумму и даже немного сэкономить.

Крайне нежелательно в путешествии («дешевом» или нет — не важно) пользоваться кредитными картами с рублевым счетом. Допустим, вы в Бразилии с такой карты сняли некое количество реалов. Во-первых, банк эти реалы вам переведет в доллары, а затем доллары в рубли — а вы ему оплатите эту двойную конвертацию. Во-вторых, за снятие кэша вы заплатите двойную комиссию: банку-хозяину банкомата и банку-эмитенту вашей карты. Конечно, случаются иногда ситуации, что такой картой приходится пользоваться — допустим, вы с тяжелым чемоданом, ближайший обменник в пяти кварталах или вообще не работает, а вашу дебетовую карту российского банка с долларовым счетом местный банкомат за карту не признает и требует вставить ему что-нибудь посолиднее. И вы достаете из закромов старую добрую рублевую кредитку например, Райффайзена или Сити и, обливаясь слезами, снимаете с нее реалы. Но без крайней необходимости этого лучше не делать, банки снимут с вас дополнительно 15-20 процентов суммы.

Тратя деньги в своем самостоятельном путешествии, следует рассчитывать расходы таким образом, чтобы не оказаться без наличных в субботу или воскресенье — например, в Латинской Америке найти в эти дни работающий обменник практически невозможно. Конечно, очень сложно рассчитать заранее, в какой конкретно день деньги закончатся и придется менять еще — но в любом случае лучше потратить 10 минут в пятницу, чем в субботу/воскресенье бегать по всему городу без гарантии добиться нужного результата. Я, к примеру, в субботу в Рио-де-Жанейро не смог поменять деньги НИГДЕ. Пришлось снимать их с рублевой карты, а затем еще немного менять в аэропорту по грабительскому курсу с комиссией. Кстати, при обмене денег всегда ЗАРАНЕЕ уточняйте курс — он может меняться в зависимости от суммы — а также наличие и размер комиссии. Например, в Праге самые адекватные обменники держат арабы, а почти все обменники в туристических местах указывают один курс, а по факту выходит намного менее выгодный — дескать, курс на вывеске от 10000 долларов/евро и выше. И еще — в той же Бразилии только один банкомат из пяти принял у меня карту Сбербанка, а карту СИТИ принимали везде, так что имеет смысл обзавестись дебетовой картой с долларовым счетом какого-нибудь приличного международного банка, карты российских эмитентов могут оказаться за границей бесполезны.

Путешествуем дешево — перелеты

В первую очередь рекомендую обращать внимание на авиакомпании-лоукостеры, чьи цены могут быть в разы ниже, чем у обычных авиакомпаний на данном направлении.

Плюсы: часто намного более низкие цены.

Минусы: более строгие требования к размерам и весу багажа, менее удобные аэропорты, отсутствие питания на борту, попытки взимать плату за выбор места в салоне и прочие необязательные излишества, попытки навязывать всякие дополнительные услуги типа страховки. Также могут быть индивидуальные заморочки, как, например, у ирландской Ryanair: клиент обязан сам на их сайте зарегистрироваться на рейс и сам распечатать посадочный талон. Если придешь без талона — тебе его распечатают, но за изрядную сумму в евро — часто дороже, чем стоил билет. Философия работы лоукостеров следующая: привлечь клиентов супернизкими ценами, и затем попытаться их развести на кучу разных доплат — так, например, поступают Ryanair, Airbaltic или AirAsia. Наша же задача: найти самый дешевый тариф и по нему купить билет, решительно пресекая все попытки впарить нам что-то ненужное за дополнительную плату. Согласен, минусов много и комфорт временами оставляет желать лучшего, но зато у той же AirAsia при весьма неблизких перелетах по Юго-Восточной Азии мне неоднократно случалось покупать авиабилеты за 20-30 долларов. В поиске билетов на рейсы лоукостеров бывает очень полезен поисковик авиабилетов Momondo — в отличие от большинства других подобных сервисов, Momondo в своей поисковой выдаче очень часто учитывает не только предложения традиционных авиакомпаний, но и лоукостеров, работающих на данном направлении.

Багаж: для самостоятельного путешествия с помощью компаний-лоукостеров и экономии на перелетах рекомендую приобрести небольшой чемодан на колесах, но при этом с рюкзачными лямками — такие продаются и в интернете, и в специализированных магазинах.

Самостоятельные путешествия | Путешествовать дешево и много

Наличие колес позволяет не таскать все на себе (я, например, этого очень не люблю), а наличие рюкзачных лямок позволяет превратить «чемодан» в «ручную кладь», что дает возможность ощутимо экономить на стоимости билетов у лоукостеров. Например, авиабилет по маршруту БангкокСингапур авиакомпанией AirAsia стоил мне 50 долларов США при условии, что я полечу без регистрируемого багажа — только ручная кладь размером 56x36x23 см и весом не более 7 кг. Если же покупать обычный билет с регистрируемым багажом, цена может вырасти ощутимо, зачастую в разы; при длительных самостоятельных путешествиях с большим количеством перелетов суммарная экономия «на багаже» может быть сопоставимой с затратами на питание по маршруту. Как путешествовать с вышеупомянутым рюкзаком-чемоданом: следите, чтобы общий вес (с учетом самого чемодана) не превышал 7-8 кг; при обычных перемещениях естественно катим его на колесиках, лямки нам нужны только во время регистрации на рейс в аэропорту. Закрываем колеса чехлом, одеваем «рюкзак» на плечи и на все вопросы сотрудников авиакомпаний (а их в данной ситуации скорее всего не будет) отвечаем, что это наша ручная кладь. Я с такой «кладью» путешествовал и по Юго-Восточной Азии, и по США и еще по куче разных мест: сложно, но можно. Только однажды до меня докопалась излишне ретивая дама в аэропорту Нью-Йорка La Guardia, заявив, что у «ручной клади не может быть колес». Но там я сам был виноват, расслабился и к стойке регистрации подошел не с «рюкзаком на плечах», а спокойно катя его как чемоданчик на колесах. При правильном соблюдении всей процедуры вопросов никогда не возникало.

Если все-таки ваши вещи не влезают в этот небольшой чемодан или превышают допустимый вес (что неудивительно при длительных самостоятельных путешествиях), то могу предложить такой лайфхак: идете в магазин мотоциклетно-байкерской амуниции и покупаете там поясной ремень с несколькими большими карманами (я такой купил себе на Сицилии), распихиваете по карманам все самое небольшое, но тяжелое (обычно это фото- и видеотехника, GPS-навигаторы и прочие электронные гаджеты и их зарядные устройства) и во время регистрации на рейс делаете приветливое лицо и отвечаете что «ничего не знаю, это мои карманы».

Самостоятельные путешествия | Путешествовать дешево и много

Тот самый мотоциклетный ремень на пляже Ларнаки

Я таким образом рассовывал по «карманам» поясного ремня по 8-10 кг, иногда это вызывает вопросы, но редко; докопаться тут не до чего, по правилам авиаперевозок это действительно не может считаться багажом или ручной кладью. Ну и очевидное: верхнюю одежду надеваем на себя, по максимуму заполняя вещами карманы.

Важный момент: при покупке авиабилетов крайне осторожно следует приобретать билеты с временем вылета раньше 8 утра — обычно именно на такие рейсы самые соблазнительные цены. Допустим, если время вылета в 7:45, тогда в аэропорту надо быть в 5:45, а из отеля выйти в 4:30 (если ехать далеко) или немногим позже. Для поездки в аэропорт придется заказывать трансфер или такси, ибо автобусы в такую рань, как правило, не ходят. И такси, и трансфер будут стоить ощутимо дороже, чем днем — ночной тариф. Таким образом, экономия на цене авиабилета сведется на нет стоимостью поездки в аэропорт. Например, авиабилет компании Airbaltic Москва-Стокгольм с пересадкой в Риге на Momondo может стоить около 5000 руб, но с обратным вылетом из Стокгольма в 7 утра; в это время добраться до аэропорта можно только на такси, которое обойдется примерно в 100 евро — то есть примерно столько же, сколько стоил авиабилет в оба конца! В итоге стоимость авиабилетов с учетом поездки на такси в аэропорт Стокгольма выходит даже дороже, чем билеты обычных авиакомпаний (не лоукостеров) по обычным ценам. Кроме того, в описываемом случае придется проснуться в 4 утра или раньше, что может нехорошо отразиться на дальнейшем самочувствии в течении дня, особенно если ночь накануне прошла в хостеле, где бывает проблематично рано лечь спать.

И еще: перед стыковочными перелетами имеет смысл зайти в супермаркет и купить себе продукты на день — ибо если предстоит провести его весь в аэропортах, то придется покупать еду там же (на рейсах лоукостеров не кормят) и переплачивать относительно цен в городских супермаркетах. Например, в Бразилии вдали от туристических троп условная еда будет стоить примерно в три раза дешевле, чем в аэропортах Рио-де-Жанейро или Сальвадора. В Таиланде разница в ценах будет не столь ощутима, но она там тоже будет. Питаться а аэропортах крайне неразумно со всех точек зрения — и цены, и качества. А если перелетов много (например, у меня бывает до 20 перелетов за одно путешествие) то расходы на питание в аэропортах становятся ощутимыми. Кстати, рекомендация купить еду заранее уместна и при длительных переездах на автобусах. Автобусы, как правило, останавливаются на обед в местах, где цены опять же выше средних, так как в цену уже заложены комиссионные водителям, регулярно поставляющим заведениям голодных клиентов.

Путешествуем дешево — жилье

Если есть жгучее желание увидеть мир, но финансовый вопрос стоит остро, из соображений экономии рекомендую предпочесть хостелы отелям. Я неоднократно встречал мнение путешественников, категорически не согласных поступиться своим комфортом в поездке и вообще «хостелы это слишком». Что ж, каждый имеет право на свое мнение, но, если мы хотим путешествовать дешево, и, следовательно, часто — то хостелы это очень интересный вариант размещения. Конечно, вы проиграете в комфорте, но и экономия может быть весьма ощутимой — в 2-4 раза относительно цены отелей или гестхаусов. К тому же, если бронировать место в хостеле не в «высокий сезон», можно получить неожиданный бонус: за смешные 10 долларов в день вы будете единственным постояльцем в комнате и, следовательно, получите в свое распоряжение ее всю. У меня такое случалось в Чили, АргентинеБразилии и Южной Корее. Условия жизни в хостелах могут отличаться очень сильно при примерно одинаковой цене, поэтому рекомендую внимательно читать отзывы. Лично меня больше всего в хостелах напрягает шум, ибо я сплю очень чутко (тут спасают беруши) — если же у вас сон более крепкий, чем у меня, то около половины возможных неудобств жизни в хостелах вы можете и не заметить.

Важный момент: останавливаясь в хостелах, все же желательно быть в состоянии общаться по-английски, пусть на некоем минимальном уровне, ибо вам придется налаживать пусть скоротечные, но от этого не менее важные отношения с персоналом и соседями по комнате. Это весьма несложно, постояльцы хостелов это почти всегда разумные и дружелюбные люди. К тому же, от таких знакомств может быть и практическая польза: например, сосед по комнате в Чикаго позвал меня с собой бесплатно в Чикагский музей искусств — у него, как у члена какой-то американской музейной ассоциации, был пропуск на два лица. И еще рекомендация: мне кажется разумным в своем самостоятельном путешествии не увлекаться хостелами чрезмерно и разбавлять их обычными отелями в пропорции «3 ночи в хостеле — 1 ночь в отеле» — это позволит вам снизить накопленную усталость от жизни в незнакомых коллективах и с весьма ограниченным личным пространством.

Вообще же, дилемма между хостелами и отелями похожа на выбор «на чем ехать на работу — на личном автомобиле или на общественном транспорте». Для кого-то немыслимо «толкаться» в метро, а для кого-то верх идиотизма — тратить часы на стояние в пробках, заплатив при этом за машину, страховку, бензин, парковку и прочее. Я, будучи когда-то заядлым автомобилистом, уже несколько лет в Москве обхожусь без автомобиля и спокойно езжу на метро и самокате — такой же выбор я сделал и в случае с хостелами. Для выбора и бронирования мест в хостелах или комнат в отелях можно использовать специализированные порталы типа Hostels.com или Booking.com.

Как я уже говорил, при выборе хостела надо внимательно читать отзывы, но и тут есть своя специфика, которую следует учитывать. Объясняется она целевой аудиторией хостелов — это студенты и прочая веселая молодежь. А этой категории туристов обычно не очень важен бытовой комфорт/чистота/удобства — им гораздо важнее веселая атмосфера («тусовка»), и только за одно это многие из них готовы поставить абсолютно «убитому» гадюшнику 10 баллов в своем отзыве. Мне, например, доводилось останавливаться в таких гадюшниках — хотя их рейтинг по отзывам на Букинге или Хостелс.ком был очень солидный. А были и очень приятные/чистые/тихие места — но о них в отзывах веселые студенты ничего хорошего не писали, ибо тусовки там не было (потому и тихо). Например, в Ереване летом 2015 года мы останавливались в двух разных хостелах с интервалом в неделю: у обоих на букинге был рейтинг близкий к высшему — 9.5, у обоих была примерно одинаковая цена — но по уровню комфорта они отличались между собой примерно как отель «Хилтон» и общежитие завода «Серп и Молот» — до того момента лично я не сталкивался с настолько существенной разницей в качестве жилья в одном и том же районе города и при одинаковой цене.

Путешествуем дешево — аренда автомобиля

Лично я очень люблю путешествовать на машине, но рассмотрим ситуацию в свете необходимости минимизации затрат. Избегайте аренды автомобиля, если в этом нет явной необходимости. Например, на Кубе или в Норвегии машина однозначно нужна, а вот в Чили без нее вполне можно обойтись (если не планировать поездки по удаленным национальном паркам) — перемещаться там на автобусах выйдет на порядок дешевле, а в городах Италии вообще от машины часто больше проблем, чем пользы. Аренда машины в Чили со всеми сопутствующими расходами мне обошлась в 533$ за 5 дней — на эту сумму можно месяц жить в Таиланде. Причем, это была самая дешевая машина у Hertz, да еще и со скидкой. Аренда машины становится более-менее экономически оправданной, если вы путешествуете компанией от трех человек и более – в одиночку однозначно дешевле пользоваться автобусами/поездами.

Путешествуем дешево — страховка:

Что касается хорошей работающей страховки, то ее и раньше было непросто найти, а сейчас стало еще сложнее из-за постоянных скачков курса рубля к мировым валютам. Последние несколько лет я для своих путешествий страховки оформляю через онлайн-сервис Cherehapa — здесь есть возможность сравнить продукты разных страховщиков и выбрать именно то, что лучше всего подходит вам по цене и страховому покрытию:

Путешествуем дешево — эпилог

По моему опыту, отказ от услуг турагентств в организации поездки позволяет сэкономить от 10 (на массовых направлениях) до 50 процентов (на направлениях, малопопулярных у «пакетных» туристов). А единовременное соблюдение всех вышеприведенных условий, конечно, не позволит вам путешествовать по миру бесплатно, но сделает возможным сократить расходы еще на 30-40%, что поможет компенсировать девальвацию родной «деревянной» валюты и даст возможность путешествовать много и интересно.

И еще, не совсем по теме: не читайте перед поездкой новости на «туристические» темы на российских новостных сайтах (а лучше вообще их не читайте). Ибо обилие статей типа «российский турист умер в отеле в Таиланде», «туристку изнасиловали на острове Пхукет», или «очередная катастрофа туристического автобуса в Турции» не создадут у вас корректного представления о безопасности и комфорте той или иной страны. Все эти статьи преследуют только одну цель: создать нужный информационный фон, запугать обывателя и заставить его вместо того же Таиланда провести свой отпуск в Сочи, где к Олимпиаде настроили хренову тучу отелей и которые сейчас пустуют. Плюс Крым недавно присоединили, его тоже «обживать» надо. Лично я, прожив в общей сложности в Таиланде более года, не встречал более комфортной и безопасной страны (конечно, если вы не ездите на мотобайке в жопу пьяный и не шаритесь ночами по злачным местам Паттайи или Бангкока).

Интересных вам и дешевых самостоятельных путешествий!
Ваш Роман Мироненко

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 All My World — сайт о самостоятельных путешествиях // Использование материалов сайта только с разрешения автора.
(с) 2015 Роман Мироненко
rubezahl@allmyworld.ru