Бразилия: Белу-Оризонти

…аэропорт города Бразилиа, народ с чемоданами набивается в автобус-экспресс до города. Вечер, все усталые, все хотят домой. Автобус отъезжает и уже довольно далеко, когда водитель замечает, что какая-то дама средних лет пытается успеть. Он тормозит, но дама тем временем решает что шансов у нее нет и тоже останавливается. Водила пару секунд ждет и снова трогается — одновременно и у нее снова появляется надежда, что не все еще потеряно. Тут уже пассажиры, несмотря на всю свою усталость и апатию, подключаются к процессу и настоятельно просят водителя подождать ее. Он так и делает, дама доволакивает свой чемодан до автобуса под сочувственные и подбадривающие взгляды остальных. Вопрос: возможна ли подобная ситуация в Шереметьево? Я, к сожалению, представить ее себе не могу.Итак, я на том самом автобусе доехал до города; карты нет, есть только корявая распечатка из google.maps. Знаю только, что мой отель находится в Южной жилой зоне Бразилиа, то есть недалеко от аэропорта. На глазок прикидываю, сколько мы уже проехали и где примерно должны быть (на улице уже темно и указателей не видно) и торможу автобус. Выйдя, понимаю, что я “снайпер” — я вышел аккурат напротив ближайшей к отелю станции метро. Но нужно еще сориентироваться и понять куда тут идти — а в Бразилиа с непривычки это очень непросто. Останавливаю какого-то охранника в униформе, шедшего по своим делам и на испанском с вкраплениями португальского объясняю, чего мне надо. Он все понимает, и потратив на меня минут десять своего времени, провожает меня до перекрестка, откуда «уже рукой подать».

Бразилиа — уникальный город. Идея перенести столицу с побережья поближе к географическому центру страны витала в Бразилии давно — и даже в 1891 году была закреплена в Конституции страны — но до практического воплощения дело дошло только в 1956 году при президенте Жоселино Кубичеке. При планировании, проектировании и застройке привлекли лучшие умы в своих областях — Лусио Коста реализовывал в новом городе самые прогрессивные на тот момент градостроительные концепции Ле Корбюзье, а светило бразильского зодчества Оскар Нимейер занимался проектированием основных зданий правительственного квартала, таких как здание Сената, Кафедральный собор и прочих. Перед поездкой мне не раз попадались восторженные отзывы о «гении современной архитектуры» Нимейере и его «шедеврах». Я, конечно, дилетант в современной архитектуре и, видимо, многого не понимаю, но всегда, когда я видел очередное творение Нимейера, мысль в голове была такая: «хрень какая-то». Опять же, это исключительно ИМХО, но, по-моему, творения других современников, таких как Норман Фостер и Сантьяго Калатрава, намного интереснее выглядят. Кафедральный собор Бразилиа, творение «поэта стекла и бетона» Оскара Нимейера: Бразилия БразилиаБразилия БразилиаПринцип разделения властей, реализованный буквально — здание Национального Конгресса Бразилии:Бразилия БразилиаБразилия БразилиаМемориал Жоселино Кубичека, бывшего президента страны и одного из «отцов-основателей» Бразилиа:Бразилия Бразилиа Мост Жоселино Кубичека:Бразилия БразилиаВерховный суд: Бразилия БразилиаМинистерство юстиции: Бразилия БразилиаНациональная библиотека: Бразилия БразилиаТелебашня: Бразилия Бразилиа и вид с нее:Бразилия БразилиаПрочие модернистские здания и виды правительственного квартала Бразилиа: Бразилия БразилиаБразилия БразилиаБразилия БразилиаБразилия БразилиаБразилия БразилиаБразилия БразилиаБразилия БразилиаБразилия БразилиаБразилия БразилиаБразилия БразилиаБразилия БразилиаТеперь что касается Лусио Косты и его «идеального города»: Бразилиа видимо действительно удобен, но только для автомобилистов. На нужды пешеходов проектировщики города плевали с крыльца. Например, в обычном, «несовременном» городе, где дороги пересекаются на одном уровне и как правило под прямым углом, перейти на перпендикулярную улицу проще простого — свернул за угол и все. Однако в центре Бразилиа этот вариант не пройдет. Улицы там пересекаются на разных уровнях (нет светофоров — меньше пробок), причем пересекаются примерно так, как это делают раскиданные по тарелке вареные макароны — то есть под какими угодно углами. И пешеходу приходится или искать какую-нибудь неприметную лестницу чтобы перебраться на нужный ему уровень, или закладывать изрядный крюк, чтобы добраться до еще одной дороги, которая ведет к нужной ему дороге. Кстати, от пробок все эти новации все равно не спасли — в чем я убедился в вечерний час-пик, когда все из центра потянулись в свои жилые зоны.

Что касается жилых зон, то там архитекторы-новаторы оторвались по-полной. Например, адрес моего отеля в Бразилиа выглядел так: Квадрат 707, блок I, дом 15. «Отцы-основатели» Бразилиа решили, что обычная городская планировка, где улицы и проспекты имеют названия или номера — это вчерашний день. И застроили город пронумерованными квадратами, внутри разбитыми на «блоки» с латинскими буквами в адресах, ну а внутри блоков — дома с номерами. Бразилия Бразилиа Наверное, если к этой системе привыкнуть, она покажется очень разумной и логичной, но я в свой первый вечер полчаса бродил среди этих квадратов и блоков в поисках нужного и был, наверное, очень похож на Гостя с Юга из фильма «Чародеи»: «-Ну, кто так строит? Кто так строит?!» Но это все нюансы, вообще же город довольно интересный и необычный — на день-другой в Бразилиа вполне можно съездить.
Если смотреть сверху, то город похож на огромный авиалайнер, где «крылья» — это две жилые зоны, южная и северная, а «фюзеляж» — это правительственный и министерский квартал.

Мне Бразилиа напомнил «города будущего», какими их представляли в своих наивных мечтах советские писатели-фантасты в середине прошлого века. Но то были фантазии, а тут вполне осязаемая реальность. Причем реальность не всегда отвечающая образу «города будущего». Например, попав на центральный автовокзал, я со всех сторон услышал истошные вопли зазывал, водителей маршруток и всевозможных торговцев, пытающихся привлечь внимание пассажиров/покупателей. Это выглядело примерно также, как если бы образцовый «город будущего» заселили сплошь индусами из дремучих деревень.

Перелет Бразилиа — Сальвадор:
Утром в аэропорт пришлось ехать на такси — автобус, курсирующий между городом и аэропортом также оказался очень самобытным, как и все в Бразилиа. Обычно нужно добраться до автовокзала, сесть там на автобус и доехать на нем до аэропорта — но в Бразилиа автобус не отправляется от автовокзала, а ездит по какому-то хитрому кольцевому маршруту — так что необходимо знать, где именно его ловить. А чтобы это знать, надо понимать по-португальски. В-общем, я в 7 утра решил со всей этой самобытностью не заморачиваться.

Сальвадор — место, откуда началась Бразилия

P.S. Подписывайтесь на канал Allmyworld.ru в Telegram, а также добавляйтесь в группы в Facebook www.facebook.com/allmyworld.ru и В Контакте vk.com/allmyworld.ru, чтобы следить за выходом новых статей о самостоятельных путешествиях по всему миру.

Незабываемого вам путешествия по Бразилии!
Ваш Роман Мироненко